Перейти к содержимому
логотип 64

Блог "Оптимальность"

  • БЛОГ
  • О НАС
  • КОНТАКТЫ
логотип 64
Блог "Оптимальность"

Может ли автошкола проводить ежегодное 20-часовое обучение водителей?

Автор:Сергей Опубликовано:25.06.202525.06.2025

Вопрос о возможности проведения автошколами ежегодного 20-часового обучения водителей вызывает много споров. С одной стороны, потребность в актуализации знаний и навыков водителей назрела давно. С другой стороны, юридические тонкости нормативных актов создают путаницу и требуют детального рассмотрения.

1. Приказ Минтранса №282: Потребность в обновлении знаний

Базой для дискуссии послужил Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282, которым утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Этот приказ фактически возложил на работодателей обязанность обеспечить ежегодное обучение водителей, в том числе и по 20-часовой программе. Приказ был направлен на повышение безопасности дорожного движения и снижение аварийности за счет поддержания должного уровня квалификации водительского состава.

2. История вопроса: Корни в советском прошлом

Идея регулярного обучения водителей не нова. В советское время существовали различные формы повышения квалификации, ориентированные на водителей разных категорий. Однако, современная нормативная база существенно отличается, и простое перенесение старых практик в новые реалии недопустимо. Важно учитывать современные требования к образовательным программам и документы, которые выдаются по их окончании.

3. Повышение квалификации: Вопрос терминологии

Смысл ежегодного обучения по 20-часовой программе, безусловно, заключается в повышении квалификации водителя. Это подтверждается и Приказом Минтранса России от 14.05.2015 N 172, регламентирующим порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Этот приказ также подразумевает необходимость регулярного повышения уровня профессионального мастерства.

4. Ограничения для программ ДПО: Требования к образованию

Однако, ключевой момент заключается в том, как трактовать это повышение квалификации с точки зрения закона “Об образовании в Российской Федерации” (ФЗ-273). Дело в том, что программы дополнительного профессионального образования (ДПО), к которым относится повышение квалификации, предъявляют требования к уровню образования поступающих. Согласно законодательству, слушателями программ повышения квалификации могут быть лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование Подробнее о том что такое ДПО.

5. Проблема квалификационных требований: Отсутствие образования у многих водителей

Большая часть водителей, особенно в сфере грузовых и пассажирских перевозок, не обладает средним профессиональным или высшим образованием. У них может быть только среднее общее образование и водительское удостоверение. Следовательно, распространение на них программ ДПО, формально, противоречит законодательству. Автошколы, как организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны соблюдать эти требования.

6. Альтернативное решение: Сертификат, а не удостоверение

Учитывая вышеизложенное, оптимальным решением представляется выдача по окончании 20-часового обучения не удостоверения о повышении квалификации (документа, соответствующего программе ДПО), а сертификата о прохождении обучения, подтверждающего прохождение обучения по программе, разработанной автошколой в соответствии с Приказом Минтранса №282.

Такой подход позволит:

  • Соответствовать требованиям Приказа Минтранса №282 об обеспечении ежегодного обучения водителей.
  • Избежать нарушений законодательства об образовании, связанных с требованиями к уровню образования слушателей программ ДПО.
  • Фактически проводить обучение, направленное на повышение квалификации водителей, вне рамок программ ДПО.
  • Предоставить работодателям подтверждение выполнения требований по обучению водителей.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что вопрос о правомерности проведения автошколами ежегодного 20-часового обучения водителей требует внимательного и взвешенного подхода, учитывающего все нюансы действующего законодательства. Предложенное решение с выдачей сертификата, а не удостоверения, представляется наиболее разумным и юридически обоснованным способом реализации требований Приказа Минтранса №282. Дальнейшее развитие нормативной базы в этой сфере, вероятно, внесет ясность и позволит разработать более эффективные и удобные механизмы повышения квалификации водительского состава.

© 2025 Блог "Оптимальность"

  • БЛОГ
  • О НАС
  • КОНТАКТЫ