Небрежное отношение владельца к машине — основная причина большинства поломок. И почти всегда починка обойдется дороже и займет больше времени, чем своевременное обслуживание. Поэтому каждый водитель должен знать, как правильно следить за своим автомобилем.
Расскажем, что именно нужно делать, когда, зачем, а также сколько будут стоить разные плановые процедуры.
В основном речь в статье пойдет о техническом обслуживании, но в конце мы немного коснемся и «обновления» документов, за которыми тоже надо следить владельцу.
- Когда менять технические жидкости
- Масло в двигателе
- Масло в КПП
- Антифриз
- Жидкость в бачке стеклоомывателя
- Фреон в кондиционере
- Тормозная жидкость
- Количество топлива в баке
- Фильтры
- Масляный фильтр
- Воздушный фильтр
- Топливный фильтр
- Воздушный фильтр салона
- Детали, которые надо обслуживать примерно раз в год
- Тормозные колодки на автомобиле
- Щетки дворников
- Осмотр амортизаторов на автомобиле
- АКБ
- Свечи зажигания
- Детали, которые надо менять реже чем раз в год
- Тормозные диски или тормозной барабан
- Стартер
- Генератор
- Замена амортизаторов
- Ремень ГРМ
- Колеса на автомобиле
- Балансировка колес на автомобиле
- Сезонная замена покрышек на автомобиле
- Замена покрышек на новые
- Перемена колес местами на автомобиле
- Проверка давления и докачка при необходимости
- Внешний вид автомобиля
- Мытье кузова автомобиля
- Антикоррозийная обработка автомобиля
- Состояние интерьера автомобиля
- Визуальный осмотр автомобиля
- Номерные знаки на автомобиль
- Диски
- Осмотр ЛКП и кузова
- Лампочки
- Подкапотное пространство
- Место под машиной после стоянки
- Обновление документов
- Водительское удостоверение
- Страховка автомобиля
- Транспортный налог
- Техосмотр на автомобиле (ТО)
- С чего начинать обслуживание своего автомобиля
Когда менять технические жидкости
Масло в двигателе
Когда менять масло в двигателе: у большинства моделей по регламенту — через каждые 10-15 тысяч км пробега, но надо смотреть рекомендации производителя. Но при езде в городских условиях ориентироваться желательно не на пробег, а на моточасы (поскольку 10 000 км по трассе на одинаковой скорости в 90-110 км/ч, и 10 000 км в городе, с частыми остановками-разгонами-торможением — по-разному нагружают двигатель). Поэтому для тех, кто чаще ездит по городу, лучше менять масло каждые 7-8 тысяч км, или раз в год.
Где менять масло в двигателе: СТО.
Сколько стоит замена масла в двигателе: замена стоит до 1000 рублей, неплохое масло — в среднем 2000-4000 рублей за 4-5 л.
Что будет, если не менять масло в двигателе: масло будет хуже смазывать трущиеся части и отводить тепло. Как результат — ускоряется износ подшипников, вкладышей, появляется нагар и отложения, масляные каналы могут забиваться, двигатель может перегреваться. Все это проявляется не сразу, особенно если ездить спокойно, так что даже 1-2 «лишние» тысячи вряд ли приведут к серьезной поломке.
Масло в КПП
Когда менять масло в КПП: каждые 100 тысяч км пробега, или каждые 7 лет. При езде в городе желательно менять раньше — через 60-70 тысяч км, а на АКПП — еще раньше.
Где менять масло в КПП: СТО.
Сколько стоит замена масла в КПП: в АКПП — 10-15 тысяч, в МКПП — до 1000 рублей. Само масло стоит в среднем 1.5-3 тысячи за 4 л.
Что будет, если не менять масло в КПП: КПП может сильнее греться, из-за чего сначала может повыситься расход топлива, а при длительной задержке — поломкой.
Антифриз
Это жидкость, которая циркулирует в системе охлаждения, и не дает двигателю перегреться.
Когда менять антифриз: каждые 40-50 тысяч км на старых авто, и около 60 тысяч на новых, но не реже, чем раз в 3 года.
Где менять антифриз: можно и самому, или на СТО.
Сколько стоит замена антифриза: канистра на 5 л стоит около 1000-1500 рублей.
Что будет, если не менять антифриз: чаще всего — заклинивает помпа, которая качает антифриз по системе охлаждения. В худшем случае это приведет к цепочке поломок, и в итоге придется чинить еще и сам двигатель. Кроме этого при плохом антифризе возрастает риск закипания двигателя, особенно на высоких оборотах и в жару.
Жидкость в бачке стеклоомывателя
Доливается по необходимости, когда выбрызгаете запас. О том, что пора доливать — можно понять, открыв капот и посмотрев на бачок (если уровень жидкости на нем слишком низкий).
Где менять жидкость в бачке стеклоомывателя: самому.
Сколько стоит стеклоомывающая жидкость: от 250-300 рублей за 5л. стекломоя.
Фреон в кондиционере
Это жидкость, которая циркулирует в системе кондиционирования, и отвечает за ее правильную работу.
Когда менять фреон: на машинах старше 5-6 лет — раз в год, на более новых — раз в 2-3 года. Или раньше, если кондиционер слабо охлаждает или не включается.
Где менять фреон: СТО.
Сколько стоит заправка фреоном: в зависимости от объема системы и количества газа (например, фреон не всегда надо менять полностью — иногда можно дозаправить его до нужного количества). В среднем — 2000-4000 рублей.
Что будет, если не менять фреон: кондиционер будет слабо охлаждать, либо перестанет работать вообще.
Тормозная жидкость
Она циркулирует в тормозной системе, и создает давление для работы тормозов.
Когда менять: для большинства моделей — каждые 40 тысяч км, или раз в 2-5 лет.
Сколько стоит: в машинах без ABS и ESP — 1000-1500 рублей. Если есть ABS/ESP, то 1500-2500.
Что будет, если не менять: ТЖ может накапливать влагу. Из-за этого снижается эффективность тормозов, педаль тормоза начинает работать туже, элементы тормозной системы могут покрываться коррозией (из-за содержащейся влаги), и даже после замены ТЖ будут работать хуже.
Количество топлива в баке
Этот пункт не про «как-где менять».
Речь о том, что бензин в бак не нужно заливать под горловину. Хотя так нередко делают и заправщики, и сами водители — чтобы пореже заезжать на АЗС. Но на самом деле это вредно.
Возможные последствия:
- бортовой компьютер может выдать ошибку, и вы потратите время на поиски причины;
- бензин может выплескиваться как через горловину, так и через дренажные отверстия, и попадать на проводку, детали трансмиссии, части ходовой или тормозной систем (а это опасно тем, что некоторые поверхности сильно нагреваются, и возникает риск воспламенения, и что резиновые детали могут размякнуть и быстрее износиться);
- нарушается вентиляция бензобака: в нем образуется пониженное давление, из-за чего подача топлива в двигатель либо ухудшается, либо вообще может прекратиться.
Фильтры
Масляный фильтр
Улавливает мелкие частицы, содержащиеся в масле.
Когда менять масляный фильтр: производители обычно это не регламентируют, но менять фильр принято вместе с заменой масла.
Сколько стоит масляный фильтр: фильтр — до 1000 рублей, замена — 400-700 рублей.
Что будет, если не заменить масляный фильтр: скорее всего — ничего страшного, потому что в маслосистеме нет большого объема загрязнений, поэтому даже несколько десятков тысяч км на одном фильтре получится откатать.
Воздушный фильтр
Очищает воздух, поступающий в двигатель для сжигания бензина.
Когда менять воздушный фильтр: в большинстве машин — от 15 до 30 тысяч км пробега у бензиновых двигателей, у машин с турбированным или дизельным двигателем — чаще на 20-30%. Но лучше менять фильтр вместе с заменой масла и маслофильтра.
Сколько стоит воздушный фильтр: фильтр стоит 300-600 рублей, замена — 200-500 рублей.
Что будет, если не заменить воздушный фильтр: может увеличиться расход топлива, двигатель может хуже запускаться, в запущенных случаях (если через фильтр попадает даже мелкая пыль) возможна поломка двигателя.
Топливный фильтр
Очищает топливо, прежде чем оно попадает в двигатель.
Когда менять топливный фильтр: желательно каждые 20-30 тысяч км, если топливо плохое — лучше чаще.
Сколько стоит топливный фильтр: 2500-4000 рублей за фильтр и замену.
Что будет, если не заменить топливный фильтр: снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива, в крайнем случае — поломка топливного насоса. Однако такие последствия возникают не быстро, поэтому даже если не поменять фильтр через 30 тысяч км пробега — еще можно будет ездить.
Воздушный фильтр салона
Очищает воздух, поступающий в салон с улицы.
Когда менять фильтр салона: раз в год или через каждые 15 тысяч км.
Сколько стоит: в зависимости от модели машины, от 400-500 до нескольких тысяч рублей за фильтр, и 1500-2000 рублей за работу.
Что будет, если не заменить фильтр салона: печка может работать слабее, ее мотор может работать под повышенной нагрузкой и в итоге перегореть, стекла будут запотевать изнутри, в салоне может чувствоваться неприятный запах.
Детали, которые надо обслуживать примерно раз в год
Тормозные колодки на автомобиле
Когда менять тормозные колодки: у дисковых тормозов каждые 10-30 тысяч км, у барабанного — каждые 80-100 тысяч, зависит от массы авто и стиля езды. Передние колодки обычно изнашиваются в 1.5-2 раза быстрее задних.
Сколько стоит замена тормозных колодок: замена пары (например, только на передних колесах) стоит около 1500-3000 рублей. Передние колодки на Hyundai Solaris 2010-2017 годов (для примера) стоят около 3500-4000 рублей.
Что будет, если не менять тормозные колодки: во-первых — начнет изнашиваться тормозной диск, и придется менять еще и его, что уже дороже стоит (а если менять колодки вовремя, то диски можно менять чуть реже). В запущенном случае диск может просто лопнуть, и колесо заклинит на ходу, что приведет к аварийной ситуации. Кроме этого могут повредиться другие элементы тормозной системы (тормозные цилиндры, датчик ABS).
Щетки дворников
Когда менять щетки дворников: по мере износа щеток, в среднем — раз в 8-12 месяцев.
Сколько стоит замена щеток дворников: от 800-1000 рублей за 1 щетку, обычно на лобовом стекле стоят 2 щетки, и 1 щетка сзади.
Где менять щетки дворников: можно самому, можно на АЗС или СТО (обычно бесплатно, если покупаете дворники у них же).
Что будет, если не менять щетки дворников: в дождь или снег изношенные щетки будут хуже очищать стекло. Как результат — у водителя будет хуже обзор, и возрастет риск попасть в аварию. Еще изношенная щетка может поцарапать стекло.
Осмотр амортизаторов на автомобиле
Амортизаторы — это пружины, на которых установлен корпус машины. Когда проезжаете кочку/яму — пружины позволяют сделать это мягко, без тряски.
Когда осматривать амортизаторы: каждые 20 тысяч км.
Ниже мы еще раз упомянем амортизаторы — их нужно еще и менять.
АКБ
Аккумулятор — «батарейка» автомобиля: все потребители тока (от стартера, запускающего мотор, до магнитолы) работают от него. Заряд пополняется, когда работает двигатель (даже если стоять на месте заведенным).
Когда менять АКБ: раз в 3-4 года.
Сколько стоит замена АКБ: от 1500 рублей сам АКБ, заменить аккумулятор можно и самому. Если платить мастеру — ценник будет зависеть от машины, но в среднем от 300-500 рублей до 1000-2000 у более дорогих и новых иномарок, особенно премиум-класса (типа VW Touareg, Porsche Cayenne, Audi Q7).
Что будет, если не менять АКБ: аккумулятор со временем теряет свои свойства, в результате — падает его емкость и пусковой ток. Машина с изношенным АКБ будет хуже заводиться, особенно зимой и особенно после долгой стоянки), у нее снизится яркость свечения фар и освещения в салоне, стеклоочистители, стекла и люк с электроприводом будут двигаться медленнее. Также тока может не хватать на одновременную работу всех электропотребителей (например, когда работает подогрев сидений, играет музыка, заряжается смартфон — стеклоподъемник может просто не сработать).
Свечи зажигания
Создают искру, которая поджигает топливо в камере сгорания. По сути — это финальная деталь всей топливной системы.
Когда менять свечи зажигания: обычные свечи (с медным электродом) — каждые 30 тысяч пробега, платиновые или иридиевые — каждые 90-100 тысяч.
Сколько стоит замена свечей зажигания: работа стоит около 900-2500 рублей, 1 обычная свеча стоит 400-1000 рублей, для большинства машин нужно 4 свечи.
Что будет, если не менять свечи зажигания: двигатель будет хуже заводиться, увеличится расход топлива, снизится мощность, двигатель может подергивать на ходу и на холостых оборотах. Если и это игнорировать — возможна детонация в камере сгорания двигателя, из-за чего он выйдет из строя.
Детали, которые надо менять реже чем раз в год
Тормозные диски или тормозной барабан
Машина может иметь тормозную систему дискового или барабанного типа. Они отличаются устройством, но в обоих главный элемент (который останавливает колесо) нуждается в замене.
Когда менять тормозные диски: диски — раз в 2 года, или каждые 30 тысяч км. Тормозной барабан работает дольше — его меняют примерно через 80-90 тысяч.
Сколько стоит замена тормозных дисков: пара дисков (например, только на передних колесах) меняется за 800-1500 рублей (без цены детали). Замена барабана обойдется дороже: от 500-600 рублей за 1 штуку.
Что будет, если не менять тормозные диски: при очень сильном износе тормозной диск может просто развалиться на ходу, когда машина будет тормозить, даже на небольшой скорости (60-70 км/ч). Еще могут повредиться соседние элементы тормозной системы (это касается и барабанных тормозов).
Стартер
Запускает двигатель, когда поворачиваете ключ или нажимаете кнопку.
Когда менять стартер: через 120 тысяч пробега или 4-5 лет эксплуатации.
Сколько стоит замена стартера: замена — от 5000 рублей.
Что будет, если не менять стартер: при выходе стартера из строя авто перестанет заводиться.
Генератор
Заряжает аккумулятор машины от работающего двигателя.
Когда менять генератор: через 120 тысяч пробега или 4-5 лет эксплуатации.
Когда и как обслуживать генератор: каждые 30 тысяч пробега надо проверять состояние и натяжение ремня, а каждые 60 тысяч — очень желательно снимать и чистить генератор.
Что будет, если не менять генератор: плохо работающий генератор может привести к отключению потребителей тока или к короткому замыканию в бортовой сети. Как результат — ее элементы могут выйти из строя (например, погаснут фары), или может возникнуть возгорание проводки.
Замена амортизаторов
Когда менять амортизаторы: каждые 50-70 тысяч, если каждые 20 тысяч проводится осмотр. Если не ездить постоянно груженым или с тяжелыми пассажирами, передние амортизаторы обычно изнашиваются чуть быстрее задних (потому что при торможении машина слегка «клюет» капотом, и этот наклон тоже гасят амортизаторы).
Сколько стоит замена амортизаторов: только работа — от 2000-2500 рублей за заднюю пару и от 3000-4000 рублей за переднюю.
Что будет, если не менять амортизаторы: ухудшится управляемость машины, особенно в поворотах (кузов будет сильнее раскачиваться, поэтому повышается шанс просто перевернуться, входя в крутой поворот), снизится дорожный просвет, увеличится тормозной путь.
Ремень ГРМ
Его нужно менять, если у вашего авто используется ременная (а не цепная) передача.
Когда менять ремень ГРМ: от 40 до 90 тысяч км пробега — зависит от модели.
Сколько стоит ремень ГРМ: дешевые ремни стоят около 1000-1500 рублей, ремни получше — от 2000. За замену просят обычно около 5000 рублей.
Что будет, если не менять ремень ГРМ: износ или обрыв ремня в худшем случае может привести к поломке клапанов головки блока цилиндров. Но у иномарок, особенно свежих, двигатели делаются так, что этой поломки не случится. И естественно, что если обрыв произойдет на ходу — двигатель заглохнет, и это создаст риск аварии.
Колеса на автомобиле
Балансировка колес на автомобиле
Это устранение дисбаланса колеса, чтобы его масса равномерно распределялась относительно центра.
Когда нужна балансировка колес: после каждой замены или перебортовки колес.
Что будет, если не делать балансировку колес: на неотбалансированных колесах авто может вибрировать. Это и дискомфортно, и приводит к ускоренному износу шин, подвески, и к ухудшению устойчивости и управляемости на большой скорости.
Сколько стоит балансировка колес: зависит от диаметра, в среднем за 15-дюймовое колесо со стальным диском берут 250-350 рублей (со снятием-установкой колеса).
Сезонная замена покрышек на автомобиле
Покрышки по сезонности бывают:
- зимние — на них в РФ по закону надо ездить с 15 ноября по 15 марта, но правильнее ставить их, если среднесуточная температура опустилась ниже +7°;
- летние;
- всесезонные — можно ездить без сезонной замены, но сцепление с дорогой у них хуже, чем у отдельно летних или зимних покрышек.
Между собой они отличаются мягкостью резины, рисунком протектора и наличием ламелей у зимних покрышек.
Что будет, если не менять покрышки: неподходящая резина увеличивает тормозной путь, намного быстрее изнашивается, ухудшает управляемость. А еще за колеса «не по сезону» полагается штраф в 500 рублей (ст. 12.5 ч.1 КоАП).
Замена покрышек на новые
Когда требуется замена покрышек: покрышки меняются не по пробегу или сроку, а по износу протектора (глубины выемок, которые есть на колесе). Для зимних покрышек минимальная глубина составляет 4 мм, для летней — 1.6 мм.
Что будет, если не менять покрышки: изношенный протектор хуже сцепляется с дорогой. Из-за этого увеличивается тормозной путь, ухудшается управляемость, сильно усложняются и становятся опасными любые маневры на скользкой и мокрой дороге. Также за «лысую» резину штрафуют на 500 р.
Сколько стоит замена покрышек: в среднем 1 шина R15 (и зимняя, и летняя, и всесезонка) стоит от 3000 до 5000 рублей. Замена 4 колес с балансировкой обойдется еще в 800-1500 рублей.
Перемена колес местами на автомобиле
Это не обязательный пункт, а скорее водительский лайфхак.
Когда нужно менять колеса местами: зимние — раз в сезон или каждые 6000 км, летние и всесезонные — каждые 8-10 тысяч км.
Зачем нужно менять колеса местами: износ покрышки происходит неравномерно — на переднеприводных авто передние колеса изнашиваются быстрее задних.
Что будет, если не менять колеса местами: шины будут изнашиваться равномернее, прослужат дольше, а значит их надо будет реже менять на новые.
Сколько стоит поменять колеса местами: снятие-установка колеса стоит около 100 рублей.
Проверка давления и докачка при необходимости
Давление в колесе должно быть таким, как указано в инструкции к машине. Эту информацию обычно пишут на наклейках, которые клеятся на лючок бензобака, боковой стойке со стороны водителя, или торце водительской двери.
Когда проверять давление в шинах: периодически, зимой — желательно раз в неделю, летом можно 1-2 раза в месяц. Также проверять давление надо перед каждой дальней поездкой, если машину сильно нагрузили, или если показалось визуально, что колесо подспустило.
Зачем проверяют давление в шинах: чтобы вовремя заметить повреждение ниппеля или прокол, а при смене температуры на улице — изменить давление до нормального.
Где проверить давление в шинах: можно самому, если купить компрессор с манометром или отдельный автомобильный манометр. А можно попросить заправщика на АЗС, или заехать на шиномонтаж.
Что будет, если не проверять давление в шинах: нехватка давления снижает эффективность работы покрышки. Может увеличиться расход топлива, протектор будет изнашиваться неравномерно, на большой скорости возможен увод авто в сторону спущенного колеса. Повышенное давление — наоборот немного экономит топливо, но ухудшает сцепление колеса с поверхностью, и повышает риск проколоть шину.
Внешний вид автомобиля
Мытье кузова автомобиля
Мыть авто надо не только для красоты.
Грязная машина становится менее заметной для окружающих (потому что кузов под слоем грязи блестит), из-за пыльных стекол ухудшается обзор, о грязные пороги, двери и багажник можно вымазываться.
А еще налипшая и долго не смываемая грязь может потом откалываться вместе с ЛКП, особенно если покрытие уже повреждено (например, где-то был скол или царапина).
Антикоррозийная обработка автомобиля
Зачем нужна антикоррозийная обработка: из-за «химии», которую распыляют на дороги для борьбы со льдом и снегом, днище машины быстро ржавеет. Для защиты от этих средств металлу нужна специальная антикоррозионная обработка (или «антикор», как ее часто называют).
Когда делать антикоррозийную обработку: каждые 2-3 года.
Где делать: можно самому, если найти подъемник. Если не самому — то ищем в поисковике «антикор + ваш город», и выбираем.
Что нужно обрабатывать антикоррозийным составом: обычно предлагают 2 варианта — обработка только днища и арок, или то же + обработка скрытых полостей. Естественно, лучше заказывать полную обработку.
Сколько стоит антикоррозийная обработка: зависит от размера и используемого средства, но в среднем за седан берут 25-30 тысяч рублей.
Состояние интерьера автомобиля
Следить за ним нужно, поскольку оно влияет на цену при продаже. Потертая оплетка руля, прокуренная обивка или прожженная ткань сиденья, царапина на приборной панели — такие мелочи могут отнять у вас 5-10+ тысяч рублей, или вообще отпугнут покупателя.
Визуальный осмотр автомобиля
Номерные знаки на автомобиль
Что проверять: чтобы номерной знак был различим (не заляпан грязью), и чтобы он вообще был. В теории пластина с номером может и отпасть на ходу, но чаще случаются кражи, и за знак потом требуют «выкуп».
Что будет, если не проверить: если знак нельзя прочитать (его нет вообще, или он заляпан грязью) — серьезное нарушение. За него можно получить 5000 штрафа, или лишиться прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Диски
Что проверять: что диск целый, не треснувший, на нем нет отколотых частей.
Что будет, если не проверить: от поврежденного диска может отколоться еще кусок, или он весь может рассыпаться. На большой скорости его осколки могут отлететь в следующий сзади автомобиль, и поцарапать ему кузов или проколоть колесо. Или водитель заднего автомобиля может вывернуть руль, уходя от осколка, и попасть в аварию.
Осмотр ЛКП и кузова
Осматривать кузов нужно, чтобы вовремя заметить вмятины, очаги коррозии, сколы и царапины. Если их проигнорировать — на сколах и царапинах коррозия может появиться, а в уже существующих местах — разрастись.
Как часто проверять повреждения ЛКП: на видимые части кузова стоит посматривать вообще всегда, когда подходите к автомобилю. При плотной парковке машину несложно зацепить, поэтому даже если оставить ее на полчаса на парковке супермаркета — вернувшись можно обнаружить свежий скол на двери.
Еще периодически (хотя бы раз в месяц) желательно наклоняться и осматривать бамперы снизу, арки, пороги, нижнюю часть дверей.
Лампочки
Что проверять: фары, стоп-сигналы, задний ход — все ли горит, и достаточно ли ярко.
Зачем проверять работоспособность лампочек: если лампа в каком-то из элементов перегорит — вы можете создать аварийную ситуацию (например, машина сзади не увидит вашего стоп-сигнала, или ночью ваше авто не заметят на дороге, или неправильно оценят его габариты). А еще за неработающую оптику полагается штраф.
Как часто проверять работают ли лампочки: обращать внимание на фары и габариты надо всегда, когда вы выходите из работающей машины. Проверять поворотники, стоп-сигналы и фонари заднего хода желательно хотя бы раз в 2-4 недели — для этого попросите кого-то посмотреть, как они работают.
Подкапотное пространство
Заглядывать под капот надо на заглушенном двигателе через 10-15 минут после его выключения, автомобиль при этом должен стоять на ровной поверхности (без крена вперед/назад или вправо/влево).
Что проверять:
- Уровень масла двигателя. достаем щуп, протираем сухой чистой тряпкой, окунаем, снова достаем и смотрим — не достиг ли уровень минимума. Если достиг — то доливаем масло.
- Уровень охлаждающей жидкости. Она находится в прозрачном бачке возле радиатора. Бачок имеет риски, по ним и смотрим, не низок ли уровень.
- Уровень тормозной жидкости. Бачок с ней обычно изогнутый, с желтым шестиугольным значком.
- Уровень в бачке омывателя стекол.
Как часто проверять подкапотное пространство: 1-2 раза в месяц.
Место под машиной после стоянки
Со стороны можно заметить под днищем машины пятна. Иногда это нормально, иногда — нет.
Как часто проверять: специально — 1-2 раза в месяц. Еще стоит обращать внимание на пол под машиной каждый раз, когда его видно со стороны.
Что означают подтеки жидкостей:
- вода под капотом — конденсат из кондиционера, это нормально;
- вода под выхлопной трубой (обычно немного, чаще всего ее просто не замечают) — нормально;
- красноватое (АКПП) или темное (МКПП) масло под центральной частью — утечка из трансмиссионного масла, надо сразу отправляться на ремонт, и лучше на эвакуаторе;
- желтоватое жирное пятно под капотом — жидкость из гидроусилителя руля, нужен срочный ремонт, ехать нельзя;
- голубое, зеленое или желтое пятно с запахом спирта под капотом — незамерзайка, ездить можно, но возможно, что омывать стекла уже нечем (или скоро будет нечем);
- липкая зеленая, розовая или оранжевая лужа под капотом — утечка антифриза, при небольшом размере пятна ездить можно, но сразу надо отправляться на автосервис;
- желтоватое или темное пятно с механическим запахом, может появиться по всей длине днища — тормозная жидкость, ездить нельзя, надо вызывать эвакуатор и ехать на СТО;
- черное или темно-коричневое масло под капотом — утечка моторного масла, при небольшом размере лужи ездить можно, но сразу на ремонт, и только после проверки уровня масла;
- разноцветная лужа с запахом бензина — утечка топлива, ездить нельзя, надо вызывать эвакуатор.
Обновление документов
Водительское удостоверение
В РФ срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет. На ваших правах указано, до какой даты они действительны. Также их нужно менять, если у вас изменились личные данные (чаще всего это смена фамилии жены на фамилию мужа).
Когда нужно менять водительское удостоверение: в Сети часто встречается информация о том, что менять права можно в последние полгода их действия. На самом деле их можно менять хоть на следующий день после выдачи. Поэтому удостоверение можно заменить и раньше: например, на 9-й год действия. Если замена нужна из-за смены фамилии — дается 10 дней после изменения.
Сколько стоит замена водительского удостоверения: госпошлина — 2000 рублей, или 1400, если платить через Госуслуги. Еще для замены понадобится свежая медсправка 003-В/у, которая стоит еще около 1000 рублей.
Где заменить водительское удостоверение: в отделении ГИБДД или МФЦ, можно записаться на прием через Госуслуги.
Что будет, если не заменить водительское удостоверение: вождение с истекшими правами или «чужой» фамилией приравнивается к езде без прав. Штраф по ст. 12.7 КоАП — от 5 до 15 тысяч.
Страховка автомобиля
Когда требуется страховать автомобиль: может оплачиваться раз в год, или сумма может делиться на 2 (каждые полгода), 4 (каждые 3 месяца) или 12 (каждый месяц) платежей.
Сколько стоит страховка на автомобиль: рассчитывается по нескольким пунктам, от возраста водителя и мощности машины до региона.
Где застраховать автомобиль: если полиса нет — надо заключать страховой договор в любом офисе, где выдают автостраховки. Если есть — оплатить можно тоже в любом офисе этой компании, или посмотреть способы оплаты на ее сайте.
Что будет, если не оплатить страховку автомобиля: с просроченной страховкой управлять машиной нельзя. Если поймает инспектор — выпишет штраф в 800 рублей. А если попасть в ДТП — возмещать ущерб придется из своего кармана.
Транспортный налог
Когда платится транспортный налог: не позднее 1 декабря.
Сколько стоит транспортный налог на автомобиль: рассчитывается по нескольким пунктам, поэтому гуглим «рассчитать транспортный налог», вводим данные и получаем сумму.
Где можно оплатить транспортный налог: через Госуслуги, портал ФНС или в терминале любого банка.
Что будет, если не оплатить: Налоговая будет начислять процент (начисления называют — пеня) за каждый просроченный день оплаты транспортного налога. Сумма конечно небольшая, но если транспортный налог у вас просрочен на автомобиле с мощностью свыше 250 л/с. То за пару лет просрочки накапает пеня около 13-14 тыс. рублей. Много это или мало — судить вам.
Техосмотр на автомобиле (ТО)
Когда проходить техосмотр на автомобиле: на авто возрастом от 4 до 10 лет — каждые 2 года, на авто старше 10 лет — каждый год. Дата указывается в диагностической карте, или ее можно узнать в любом центре техобслуживания.
Сколько стоит прохождение техосмотра на автомобиле: всё зависит от региона, в среднем 600-800 рублей.
Где пройти ТО на автомобиль: в центре техобслуживания.
Что будет, если не пройти ТО: при просрочке — штраф с камеры на 2000 рублей, а также не выдадут полис ОСАГО.
С чего начинать обслуживание своего автомобиля
Не пугайтесь такого большого списка — на самом деле с большинством пунктов водитель сталкивается очень редко, раз в несколько лет. Да и остальные задачи тоже возникают не ежедневно.
Обычно все выглядит так: пару раз в месяц водители обращают внимание на работу лампочек, осматривают машину, и по необходимости заезжают на мойку. Реже — примерно раз в полгода-год — выполняются плановые процедуры: замена масла и фильтров, щеток дворников, доливание стекломоя, замена резины на сезонную, а также остальные процедуры, которые мы упоминали, если наступает их время (или если деталь сломалась, и требует ремонта/замены раньше).
Если авто находится на гарантии, и обслуживается у официалов — они сами будут делать всю работу. Если машина уже старая, и обслуживается в разных местах — обязательно записывайте, когда и что менялось, и какие именно расходники и детали ставились. А при покупке машины с рук — обязательно спрашивайте у владельца, что и как давно он делал. Верить на слово не стоит — если он не предоставит чеки, то эти элементы лучше заменить после покупки.
Узнайте что такое водительский этикет, перейдя по ссылке здесь