Среди водителей есть набор условностей, которые нигде — ни в ПДД, ни в законах — не прописаны формально, но их многие знают.
Соблюдать их не обязательно: если этого не делать, по закону вы ничего не нарушите. Но на дорогах они встречаются очень часто, и некоторые из них действительно упрощают жизнь водителей. Поэтому их нужно как минимум знать.
Эти условности мы разбили на 2 категории: знаки, которые водители могут подавать друг другу разными способами, и правила поведения на дорогах и парковках.
- Знаки, подаваемые водителями
- Знаки дальним светом
- Знаки аварийкой
- Знаки поворотниками
- Знаки звуковым сигналом
- Знаки рукой
- От стоящего водителя на обочине
- Негласные правила поведения водителей на дороге
- Негласные правила на дорогах общественного движения
- Негласные правила водителей на парковках
- Какими правилами нужно руководствоваться при ДТП
Знаки, подаваемые водителями
Начнем с того, что вам могут показать другие водители, или что вы можете показать им.
Знаки дальним светом
- Короткое мигание дальним светом встречным автомобилям. Используется как предупреждение сбросить скорость. Чаще всего указывает на пост ГИБДД или мобильный радар на пути встречного автомобиля, но может применяться и для того, чтобы предупредить об аварии или ремонте дороги.
- Кратковременное включение дальнего света или мигание дальним светом встречному автомобилю ночью или в туман. Используется как просьба выключить дальний свет или противотуманки.
- Мигание дальним светом автомобилю, который собирается перестраиваться на вашу полосу перед вами, или поворачивать через вашу полосу. Покажет, что вы видите его маневр, и позволяете его выполнить (сбросите скорость, чтобы позволить завершить маневр).
- Мигание дальним светом в спину впереди едущему авто. Будет заметно вам в зеркале заднего вида. Это просьба пропустить и дать обогнать себя. Чаще всего применяется либо водителями с агрессивным стилем езды и на крутых машинах, либо если левую полосу занимает авто, которое реально движется медленно. Сигналы с просьбой уступить используются обычно на дороге с 2+ полосами, если вы едете не по правой полосе. Но особо наглыми водителями может применяться и при однополосном движении.
Важно: знаки дальним светом применяются в основном только в светлое время суток, или на хорошо освещенной дороге. Ночью фары могут ослепить впереди едущего водителя (как по встречке, так и по вашей или соседней полосе). Поэтому использовать их для подачи знаков опасно.
Знаки аварийкой
Кроме привлечения внимания других водителей при остановке или буксировке аварийку используют, чтобы сказать «спасибо» или «извини» машине, едущей сзади при движении в потоке. Обычно для этого ею мигают 1-3 раза.
Например, если человек, едущий по главной дороге, дал вам заехать на нее с второстепенного участка — вы можете помигать ему аварийкой. Или если вы едете в левом ряду, а навигатор вдруг сообщает, что через 200 метров надо будет поворачивать направо, и вы начинаете экстренно и не очень вежливо перестраиваться в правый ряд — тоже помигайте аварийкой тем, перед кем вы вклиниваетесь.
Знаки поворотниками
Поворотники могут использоваться машиной, которая движется перед вами, чтобы указать на возможность или наоборот невозможность обогнать ее. Чаще всего это применяют водители автобусов и грузовиков, и почти всегда — на однополосных дорогах. Но также их используют и владельцы легковых авто. Новичкам — знать такие знаки особенно полезно, если вы ездите медленно, и переживаете, собирая сзади другие машины.
Как использовать:
- Чтобы показать, что встречка свободна, и вас можно обгонять — включите правый поворотник, прижмитесь ближе к обочине, и сбавьте скорость.
- Левый поворотник показывает, что обгонять нельзя, есть помеха. Но этот сигнал используют реже, так как он менее понятен, особенно если поблизости есть съезды налево.
Знаки звуковым сигналом
1 короткий гудок обычно используется как предостережение, реже — как благодарность. 2-3 частых коротких гудка — либо как более резкое предостережение (когда надо обратить внимание быстрее), либо уже как раздражение или «ругательство». Ну и длинный гудок чаще всего используют, чтобы «поругаться» в совсем уж раздражающей ситуации.
Например — если вы подрежете чужое авто, резко перестроившись перед ним, да еще и без поворотников — скорее всего, вам побибикают.
Знаки рукой
Чаще всего используется только 1 жест: поднятая ладонь. Показывается встречному автомобилю, если он вам «поморгал» дальним светом, как «спасибо».
Кроме этого знака есть и другие:
- рукой очертить в воздухе круг — означает спущенное колесо;
- несколько взмахов ладонью в воздухе — означает незакрытую дверь или багажник;
- указание рукой на обочину — указывает о том, что просто есть какая-то проблема без конкретики, и водителю стоит остановиться и осмотреть авто;
- дуля (был распространен среди дальнобойщиков) — указывает, что в колесе что-то застряло.
Но эти жесты используются очень редко, поскольку заметить и «расшифровать» их можно только на небольшой скорости.
От стоящего водителя на обочине
Человек, стоящий на обочине и что-то показывающий проезжающим машинам — не обязательно автостопщик. Это может быть водитель, остановившийся рядом из-за поломки, и показывает он просьбы о помощи.
Обычно причину просьбы показывают с помощью предмета в руках:
- канистра — нужно топливо;
- трос — нужна буксировка;
- ключ — нужен инструмент.
Иногда канистру или трос могут не держать в руках, а положить на капот или крышу машины, припаркованной на обочине.
Правда, сейчас такие жесты позабылись и встречаются редко, да и проезжающие водители могут просто не различить, что там у вас в руках. Поэтому в случае поломки водитель чаще всего будет просто стоять на обочине с поднятой рукой.
Негласные правила поведения водителей на дороге
Теперь перечислим то, как желательно себя вести на дороге. Часть этих правил так или иначе могут повторять обычные ПДД.
Негласные правила на дорогах общественного движения
- Правило ДДД, или «дай дорогу дураку». Если вас внаглую подрезают, обгоняют, поворачивают перед вами, не имея преимущества — лучше уступить. И ни в коем случае не нужно устраивать погоню, чтобы подрезать и проучить нарушителя. Если другой водитель совершил уж слишком наглое или опасное действие, и это попало на ваш регистратор — лучше отправить запись в ГАИ, или выложить в соцсети, но не пытаться отомстить на дороге.
- Клейте наклейки, обозначающие неопытность («!», «У» или «туфельку»). Если их не наклеить — наказания не будет. Но если наклеить — будет проще и другим участникам движения, и вам: они будут держать увеличенную дистанцию, и проще отнесутся, если вы допустите ошибку.
- Включайте аварийку, если собираетесь резко сбросить скорость. Применяется обычно на большой скорости и по весомой причине (например, если заметили впереди препятствие), когда сзади едущие автомобили могут не успеть среагировать на стоп-сигналы.
- Не обрызгивайте водой из луж пешеходов. После дождя в городе по правому ряду (или просто близко к обочине) двигайтесь не быстро, без резких ускорений, а по возможности — перестраивайтесь левее. Также по возможности не нужно окатывать грязной водой из луж и другие автомобили.
- Включайте аварийку, если едете по дороге с 2+ полосами, и останавливаетесь перед пешеходным переходом. Машины, едущие за вами, могут не понять причины остановки, и попытаться перестроиться для обгона в соседний ряд — и это может привести к наезду на пешехода.
- Если на однополосной дороге вами едет не 1 грузовик, а несколько, и особенно если они одинаковые (дальнобойщики, особенно на междугородных трассах, нередко выстраиваются «караванами») — их обычно не обгоняют.
- Если увидите в зеркале мотоцикл, едущий между рядами — подвиньтесь в сторону. И мотоциклисту будет проще проехать, и с вами риск столкновения уменьшится.
- Повторяйте маневр. Если машины, едущие впереди, начинают перестраиваться в соседний ряд, замедляться, включать аварийку или вообще останавливаться без видимой причины — не обгоняйте их, а сделайте так же. Вам не видно, из-за чего это происходит, но обычно это делают при каком-то препятствии. Особенно нельзя в таких ситуациях идти на обгон в городе, если дело происходит перед пешеходным переходом или остановкой общественного транспорта.
- Пропускайте машины с второстепенных дорог (на перекрестках, кольцах). Пример: вы стоите на второстепенной дороге, и хотите съехать на главную, но светофора на съезде нет, и преимущество устанавливает только знак 2.4 «Уступи дорогу». Если на главной дороге идет сплошной поток машин — ждать своей очереди можно даже часами. Поэтому «воспитанный» водитель, едущий по главной, может притормозить и пропустить вас. Раньше на главную в поток пропускали через одного (одно авто проезжает по главной, следующее — уступает место машине со второстепенной дороги). Сейчас такое соблюдается не везде.
- Не сигнальте сразу, если другой водитель замешкался (например, не сразу тронулся на зеленый свет светофора). Возможно, за рулем начинающий, или он заблудился в незнакомом месте (особенно если развязка реально сложная, и поток оживленный). Исключения — если его заминка приводит к опасной ситуации, или затянулась.
- Держите бОльшую дистанцию от авто со знаком «У». И дело не только в том, что начинающий водитель опасен для вас — но и в том, что ему будет спокойнее, если вокруг будет больше свободного пространства.
- Если проходя или медленно (например, на парковке) проезжая мимо другой машины вы заметили у нее какую-то проблему — подойдите к водителю и скажите о ней. Например — если плохо горит одна фара, или заляпан грязью номерной знак, или треснул колесный диск. Конечно, владелец этой машины сам должен следить за состоянием автомобиля. Но из-за его невнимательности могут пострадать и другие люди.
- На перекрестках с разрешенным поворотом направо на красный не занимайте правую полосу, если вам нужно ехать прямо. Так вы оставите правую полосу свободной для тех, кому нужно повернуть вправо, и они смогут сделать это, не дожидаясь зеленого сигнала светофора.
- Не спешите занимать место, если впереди идущая машина пошла на обгон. Возможно, она не успеет обогнать следующее авто, или на встречке окажется препятствие — и тогда обгоняющий сможет безопасно вернуться на свое место в потоке. Особенно это актуально на узких участках, или если обгон совершает крупный транспорт.
- «Не пропущу». Если вы видите, что сзади едущий собирается вас обогнать — уменьшите дистанцию до следующего авто, и/или прижмитесь ближе к осевой разметке. Этот прием лучше использовать не назло наглым водителям (таких проще пропускать), а в случаях, когда обгон совершать опасно. Например — если по встречке движется машина, или если близко поворот, за которым не видно дорогу, и из-за него внезапно может выехать автомобиль, или если на встречке большая яма, и из-за нее обгоняющий может непредсказуемо вильнуть, или просто потеряет скорость.
Негласные правила водителей на парковках
- Оставляйте номер телефона на видном месте на парковках, если вы кого-то подперли. Обычно бумажка с номером оставляется под лобовым стеклом на панели.
- Если вы собираетесь выезжать с парковки, и видите, что другая машина движется по проезду в поисках места — можете ей посигналить или мигнуть фарами, или высунуть руку в окно и помахать. Так вы покажете, что собираетесь освободить место.
- Помогайте на парковке другим водителям. Если вы видите, что другой водитель пытается втиснуться в узкое место, или что он боится парковаться (часто вертит головой, двигается очень медленно, несколько раз двигается вперед-назад) — подойдите и предложите помощь. Паркующийся открывает водительское окно, вы становитесь рядом с его авто, и подсказываете, куда и насколько нужно проехать.
- Просьба о помощи при парковке. Если припарковаться не можете вы сами — можете спокойно попросить помочь кого-то, кто есть рядом. Причем это может быть даже не водитель, а пешеход, или ваш пассажир.
Какими правилами нужно руководствоваться при ДТП
Помните, что все, перечисленное выше — применяется, но не является обязательным. Поэтому придерживаться таких условностей нужно только тогда, если это не создает опасности для кого-либо, поскольку в случае ДТП виновника будут определять не по негласному водительскому этикету, а по ПДД.
Но если есть возможность, и ваши действия никому не угрожают — все-таки воспользуйтесь подходящим правилом.
Узнайте что нужно знать водителю, перейдя по ссылке здесь