По дорогам России по статистике за прошлый год ездит около 44.5 млн легковых авто — то есть на 1000 жителей приходится 309 машин, что немало: 54 место в мире.
Однако к выбору авто многие часто подходят неразумно: покупают их, либо не испытывая реальной потребности в личном транспорте, либо выбирают модели, несоизмеримые с доходом, и получают источник проблем и неподъемных расходов.
Расскажем, как правильно оценить свою необходимость в машине, и как ее потом выбрать, чтобы не жалеть.
Во сколько обходится содержание авто
Для примера возьмем, что вы хотите купить Kia Rio (входит в топ-3 самых популярных авто в РФ последние несколько лет) около 5-летнего возраста. Ее чистая цена — около 700 тысяч рублей.
Теперь давайте посчитаем, во сколько обойдется покупка поверх этой суммы:
- Переплаты по кредиту (если авто вы покупаете в кредит). Около половины авто в РФ покупаются в кредит. Ставка по нему при покупке с рук (а новая Kia Rio в салоне будет стоить далеко за 1 млн) может доходить до 15-20% годовых. Допустим, что в кредит вы взяли 400 тысяч под 12% (но это вряд ли: скорее всего будет больше) на 3 года, значит к чистой цене авто прибавится еще 144 тысячи.
- Услуги автоподборщика. Если у вас нет кучи времени, и если вы сами не разбираетесь в куче нюансов по выбору и проверке авто (и юридической, и технического состояния) — то проще заплатить тому, кто займется подбором. В Москве — это 15-20 тысяч. Сюда обычно входит поиск по выбранным критериям, созвон, визуальный осмотр, проверка ЛКП и иногда компьютерная диагностика.
- Проверка авто. По технической части в среднем — до 3-4 тысяч за каждую проверку (а их может быть несколько). Юридическая проверка — еще 1-2 тысячи.
- Переоформление. Регистрация авто в ГИБДД без замены номеров, и если в ПТС есть свободное место — в этом году стоит около 1 тысячи.
Подводим итог: из первоначальных 700 тысяч общая цена вырастает уже до 864 тысяч (правда, это со всеми переплатами по кредиту на 3 года). И это при условии, что вы проверите только 1 машину.
Если авто вы берете не для заработка (не для работы в такси, например) — не забываем и про упущенный доход от потраченной суммы: ведь ее можно было куда-то вложить. Даже если это банковский депозит под 6%, за год с 700 тысяч вы получили бы 42 тысячи прибыли.
Все-таки купили авто? Теперь считаем, сколько придется точно платить каждый год:
- Транспортный налог. Допустим, вы взяли Рио с двигателем 1.4 л, мощностью 100 «лошадей». Налог составит 1200 рублей за год.
- Техосмотр. Не больше 1000 рублей за год.
- Страховка. Если брать только ОСАГО, за 100-сильную Рио в Москве насчитают не меньше 11 тысяч за год. Если вам меньше 22 лет, и если вы уже попадали в ДТП — то больше.
- Заправка. В городе 100-сильная Рио потребляет под 10 л на сотню без печки/кондиционера. Допустим, что за месяц вы накатываете 600 км (по 10 км на работу и обратно каждый день, 24 дня в месяц — это уже почти 500 км, и остальные 100 — на поездки по магазинам и по прочим бытовым делам). 1 л АИ-95 стоит около 50 рублей, на 600 км его нужно 60 л, то есть на заправки уйдет 3000 рублей/месяц, или 36 тысяч в год.
- Паркинг. Допустим, что вы платите только за ночные стоянки, и в поездках по городу везде паркуетесь бесплатно. Даже в этом случае придется отдавать от 5-6 тысяч в месяц, или от 60 тысяч в год.
- Замена масла. Расходы будут зависеть от пробега. Но если мы берем условные 600 км в месяц, то менять масло придется не чаще 1 раза в год. Еще +4 тысячи.
- Замена прочих расходников. Резина и тормозные колодки как минимум. Рассчитать годовую цену сложно, потому что не факт, что менять их придется каждый год. Поэтому запишем условные 10 тысяч.
- Мойка. В нашем климате и с нашим количеством химии на дорогах редко туда заезжать не получится. 1 мойка на станции самообслуживания обойдется от 150 рублей. 2 мойки в месяц только снаружи = 3600 рублей в год.
Суммируем и получаем почти 130 тысяч — столько придется отдавать каждый год гарантированно. Почти половина из них — это парковка.
Что еще есть из расходов, что сложно посчитать:
- Попадание в ДТП. Даже если повреждения покроет страховка — за следующий период страховой взнос для вас будет уже выше. А если не покроет — придется платить пострадавшему из своего кармана. Поскольку средняя цена нового авто составляет 1.6 млн рублей (Автостат, 2020), а по улицам катается куча всяких Мерсов, Рейндж Роверов и прочих недешевых машин — можно влететь не на одну сотню тысяч.
- Устранение повреждений ЛКП. Если в серьезные ДТП люди попадают нечасто, то мелкие повреждения краски — проблема распространенная. Если проигнорировать небольшой скол — в нашем климате там через год-два может появиться ржавчина. А закрашивание — будет стоить от 4-5 тысяч даже за миниатюрную царапину.
- Ремонт. В принципе 5-летнее авто в хорошем состоянии может и не потребовать серьезного ремонта — на это и будем рассчитывать.
- Тюнинг. Речь не про спойлеры и заниженный кузов, а про комфорт и безопасность. Например — сигнализация, парктроник, камера заднего вида и видеорегистратор. Если этого всего не было — то придется покупать. Уложиться можно в 20 тысяч за все.
Отдельно стоит посчитать еще потерю стоимости. Допустим, через 3 года вы захотите сменить авто. Киа Рио, которую вы возьмете сегодня за 700 тысяч, будет стоить уже на 20-50% дешевле, то есть в лучшем случае вы выручите 560 тысяч. Теперь посчитайте, сколько денег вы реально потратите за 3 года:
700 тысяч чистой цены + 390 тысяч (по 130 тысяч каждый год) + 126 тысяч (3 года потерянной прибыли, под 6%) = 1.216 млн рублей, и это если не попадать в ДТП, ничего не ремонтировать, не улучшать, и не брать кредит (иначе еще +144 тысячи). Скорее всего, что где-то расходы все-таки вылезут за наши расчеты.
Получается, что чистая потеря за 3 года владения составит около 650 тысяч рублей, и это если получится продать вашу Рио за 560 тысяч.
Купить авто или ездить на такси
Если взять «потерянные» 650 тысяч за 3 года, и разбить их на месяцы — мы получим по 18 тысяч на каждый из 36 месяцев. Теперь посчитайте: сколько стоит такси в вашем городе, и сколько вы будете тратить, если все те же поездки будете совершать на нем? Примерных расчетов мы не приводим, потому что в разных городах цены на такси разные, а также у всех людей разные расстояния: кому-то до работы ехать 5 км, а кому-то 30.
Если вы выполнили расчет, и получается, что на такси вам ездить выгоднее, и даже еще остаются деньги от этих 18 тысяч — ответ на вопрос дан: авто вам лучше не брать.
Если же получилось, что 18 тысяч на такси вам не хватает — учтите:
- на нем можно ездить не везде: например, вместо личных поездок за продуктами их можно заказывать с доставкой;
- при расчетах выше мы мечтали, что за 3 года не столкнемся с серьезными поломками, не попадем в ДТП, и не будем парковаться на платных парковках — на практике же хотя бы какой-то из этих пунктов, но приведет к дополнительным тратам;
- когда мы считаем расходы на личное авто или такси — то берем во внимание только деньги; но вы попробуйте учесть и время, которое при поездке в такси можно потратить полезнее (например — подремать, почитать книжку, послушать подкаст, пообщаться в мессенджерах или просто проветрить мозг, расслабившись и глядя в окно).
Общественный транспорт или свое авто
Теперь рассмотрим другую альтернативу личному транспорту: общественный транспорт (метро, маршрутки и так далее) или СИМ (средства индивидуальной мобильности: электросамокаты и велосипеды).
Тут все еще проще: по расходам оба этих варианта точно обойдутся дешевле, чем и такси, и своя машина. Поэтому сравнивать вам нужно только не-материальные факторы:
- сколько времени вы будете тратить, если хотя бы часть своих маршрутов будете преодолевать на ОТ или на СИМ;
- комфортно и реально ли вам будет использовать ОТ или СИМ (например, если на работе у вас строгий дресс-код, то на ОТ/СИМ до офиса добираться опасно: можно помяться, вспотеть или испачкаться);
- реально ли использовать СИМ в вашем регионе (например, если вы живете в Краснодаре, то на велосипеде можно кататься хоть круглый год, а вот в Екатеринбурге или Красноярске — в лучшем случае полгода).
Как выбрать машину
Можно выделить 3 фактора, по которым надо ориентироваться при выборе.
Какое авто вы потянете по бюджету
Поскольку автомобиль — это не инвестиция (если речь не про курьеров и таксистов), а инструмент для улучшения качества жизни и экономии времени, его нужно выбирать по своему доходу. Точных цифр тут нет, но обычно советуют покупать авто, чья цена находится в пределах 6-12 своих месячных зарплат. То есть если вы получаете 50 тысяч в месяц — то лучше выбирать машину, которая стоит от 300 до 600 тысяч рублей. Чем дальше отдаляешься от этой планки (6-12 зарплат) — тем дольше придется копить на покупку, и, скорее всего, тем сложнее будет обслуживать авто.
Какое авто будет просто обслуживать
Предположим, что у вас есть свободная сумма на покупку крутой/мощной/редкой модели (например — досталась в наследство, или у вас есть квартира, и вы смогли накопить). Но теперь надо подумать, хватит ли денег на обслуживание такой машины.
Что надо оценивать:
- расход топлива и расстояния, на которые вы будете ездить;
- текущее состояние авто (пример: вы сильно хотите какую-то крутую модель, вам не хватает на такое авто в хорошем состоянии, вы находите дешевый вариант, но нуждающийся в ремонте — и потом оказывается, что ремонт-то недешевый, и на него придется долго собирать);
- цены на запчасти (например, детали на любые Mercedes, даже А-класса, стоят дороже, чем детали на Toyota или Honda, и тем более чем на Lada);
- ремонтопригодность (у некоторых моделей используется неудачная компоновка узлов: например, нельзя заменить какую-то одну деталь — надо менять и несколько соседних);
- сложность поиска СТО (например, на некоторых СТО не берут вообще или берут, но очень неохотно французский автопром);
- наличие официального дилера у вас в городе.
Цель покупки авто
Для нашей страны этот пункт — национальная проблема: многие покупают машину не для удобного передвижения, а для понтов, даже если это пойдет в ущерб владельцу. Для сравнения, в старых европейских городах мало кому приходит в голову покупать огромные внедорожники, чтобы ездить в одиночку на работу и домой. Простой пример: 5-метровый широкий Ленд Крузер проедет не по каждой узкой улочке, и не везде запаркуется, тогда как миниатюрный Smart ForTwo или хетчбек вроде Opel Corsa — испытает с этим намного меньше проблем.
Эту практику — выбирать авто под свои потребности и условия поездок, а не под то, что подумают окружающие — стоит перенять и нам. Поэтому при выборе пробегитесь по этому чек-листу:
- Каким составом вы собираетесь ездить? Если в одиночку или вдвоем — вам хватит и чего-то небольшого: совсем не нужен большой джип или длиннющий седан. И наоборот: если у вас трое детей + собака + вы часто берете в поездки других родственников, то лучше брать минивен или семейное 7-местное авто.
- Как далеко вы собираетесь ездить? Этот вопрос может повлиять и на максимальную скорость авто, и на расход топлива, и на уровень комфорта, и на комплектацию. Например, если пару раз в месяц вы катаетесь из Питера в Москву, то полезно иметь круиз-контроль, но желательно и двигатель иметь не самый мощный, чтобы не переплачивать за топливо.
- Какой у вас опыт вождения? Как хорошо вы водите, и как уверенно ощущаете себя на дорогах своего города? Чем хуже вы водите/меньше опыт — тем больше ограничений на авто. Новичкам лучше брать авто с правильными формами кузова и небольшими размерами, не очень мощные, очень хорошо — если ярких цветов (чтобы в потоке получше выделяться).
- Как обстоят дела с парковками по вашим маршрутам? Если печально, то лучше брать машину поменьше, и с более правильными формами (например, Mazda 3 уже подходит хуже: у нее длинный задний свес, о котором легко забыть, когда сдаешь задним ходом).
- Планируете ли вы использовать авто для перевозок чего-то большого/тяжелого? Например, если вы строите дом/дачу, и планируете возить на личной машине стройматериалы — конечно, можно брать что-то с вместительным багажником.
Когда нужно покупать авто?
Если вы:
- живете в пригороде;
- имеете большую семью, и планируете выстраивать маршруты так, чтобы экономить время всем (например: по дороге на свою работу завезете на работу жену, и закинете в школу ребенка);
- знаете, где будете оставлять машину на ночь;
- уже пробовали ездить на общественном транспорте и такси, и вам не понравилось/тратится слишком много времени;
- трезво подошли к выбору, и подобрали машину по своему бюджету и своим потребностям;
- точно понимаете, в чем и насколько улучшится ваша жизнь с личным авто, и точно понимаете, куда и как часто на нем будете ездить;
- нуждаетесь в машине для рабочих целей (например, если у вас есть свой небольшой магазин, и на своем авто вы планируете привозить в него товар, или если вы планируете подрабатывать курьером);
…то покупать авто стоит.
Когда лучше не покупать авто?
Если вы:
- не знаете, где будете оставлять авто между поездками;
- не можете быстро ответить на вопрос о том, куда и как часто будете ездить;
- собираетесь ездить редко или очень близко;
- не уверены, что финансово потянете регулярные расходы (заправка, обслуживание);
…то автомобиль лучше не покупать, или хотя бы очень серьезно подумать над выбором: для вас он является не потребностью, а излишком и предметом роскоши.
Какая машина нужна холостяку
Главное — выбирать машину, опираясь на свой бюджет, возможности и потребности, а не на статусность и внешний вид. Также важно оценивать, нужна ли вам вообще своя машина, и не принесет ли она вам больше хлопот, чем пользы.
Если вы живете в большом городе, редко выезжаете за его пределы, не имеете маленьких детей и имеете стандартный набор потребностей (работа, иногда шоппинг, развлечения и спортзалы) — то в большинстве случаев машина вам либо вообще не нужна, либо нужна, но совсем маленькая и недорогая.
Узнайте какие машины входят в ТОП 30 машин для женщин, перейдя по ссылке здесь