Итак, вы изучили ПДД, отработали вождение, получили права и купили машину. Пора становиться полноправным участником движения!
Однако кроме знания знаков и правил о том, кто-кому предоставляет преимущество на разных участках дороги — есть еще куча всего, что полезно знать водителю, но что не прописывается в ПДД. Рассказываем, что именно.
- Контраварийное вождение
- Особенности вождения в разных погодных условиях
- Как построить «Демо-версию» маршрута поездки
- Парковка авто в разных ситуациях
- Оказание первой помощи при ДТП
- Действия при попадании в ДТП
- Действия при наблюдении ДТП
- Свои права и обязанности при остановке инспектором
- Отслеживание штрафов ГИБДД
- Распространенные поломки и способы их решения
- Правила обслуживания своего авто
- Негласный водительский «этикет»
- Зачем знать правила водительского этикета
Контраварийное вождение
Это умение правильно вести себя в ситуации, которая может привести к аварии. Сюда могут входить самые разные навыки — от езды по льду до умения правильно тормозить с разной скорости и на разных покрытиях.
Особенно полезны такие знания, если вы:
- ездите не по одному и тому же знакомому маршруту, а по новым для себя дорогам;
- ездите по очень оживленным маршрутам (например, в часы пик через центр города);
- имеете небольшой опыт вождения, или пересели в новый автомобиль, и еще не привыкли к его габаритам, обзору и управляемости;
- просто чувствуете себя неуверенно за рулем, независимо от водительского стажа.
Освоить КВ можно на специальных курсах, которые обычно предлагаются в автошколах, либо отдельно от них. Стоимость за 1 час начинается в среднем от 3-4 тысяч рублей.
Особенности вождения в разных погодных условиях
В этом плане никаких курсов и уроков не существует, все придется нарабатывать на практике. Но в целом все сводится к тому, что в любых необычных для вас условиях надо сбросить скорость до такой, чтобы вы контролировали ситуацию, и держать увеличенную дистанцию с другими машинами. А на крайний случай надо остановиться в разрешенном месте, где вы не создадите опасность для остальных машин. Остановка может понадобиться, например, если начался сильный дождь, и дворники не справляются с очисткой лобового стекла.
А еще полезно заранее погуглить и почитать-посмотреть о том, как ведет себя машина и как должен себя вести водитель:
- в туман;
- на скользкой дороге: в гололед, на плотно укатанном снегу, после дождя;
- в сильный ветер;
- в дождь и снегопад.
Как построить «Демо-версию» маршрута поездки
Этот совет особенно будет полезен совсем новичкам, которые теряются даже на знакомой дороге. Когда вам нужно ехать по незнакомому маршруту — сначала лучше «проедьте» его на Гугл Картах. Если он короткий — посмотрите, на каких отрезках сколько полос движения, чтобы не перестроиться в неправильную. Если маршрут с большим количеством поворотов, и пролегает по оживленным дорогам — можно посмотреть какие-то приметы (например, большой ТЦ, или памятник), рядом с которыми нужно будет поворачивать. Также неопытные водители могут поискать через навигатор участки, через которые они не хотели бы ехать — сложные развязки, или участки, которые в часы пик слишком оживленные.
Парковка авто в разных ситуациях
Парковка — головная боль многих новичков, которая может сопровождать их как минимум в первые 1-2 года после начала вождения. Особенно это касается тех, кто живет в больших городах, и парковаться ему приходиться не только в ограниченном пространстве, но и быстро, чтобы не задерживать остальных участников движения.
Совет простой: парковку нужно тренировать отдельно. Для этого нужно любое свободное место и что-нибудь, чтобы обозначить границы «паркоместа» (например — покупные конусы, бутылки с водой, кирпичи).
Другой вариант — парковаться в реальных условиях по несколько раз. Например, приезжаем на парковку перед ТЦ/супермаркетом, ищем свободное место, и заезжаем в него. А затем сразу выезжаем, и едем искать следующее. Естественно, так практику стоит нарабатывать не в часы пик, чтобы не мешать своими маневрами тех, кто будет реально искать свободное место.
Оказание первой помощи при ДТП
Вообще это пункт спорный, и скорее всего, оказывать первую помощь в ДТП вам не придется. Если в аварии есть пострадавший с серьезной травмой — человек, прошедший короткие курсы, все равно вряд ли ему поможет. А вот навредить может вполне, если будет что-то предпринимать неправильно. Поэтому курсы могут выручить в основном для несложной помощи при не опасных травмах. Например — чтобы правильно наложить повязку, или зафиксировать сломанную руку, если явно понятно, что это именно перелом.
Но на всякий случай иметь базовые навыки все-таки желательно.
Курсы по оказанию первой помощи длятся от 14-20 часов, и стоят от 5-10 тысяч рублей. Есть даже дистанционные занятия, или куча статей и видеоуроков, на которых показывают нужные действия. Но лучше все-таки заниматься очно, чтобы отработать полученные знания на манекенах.
Действия при попадании в ДТП
Даже водители с многолетним стажем не всегда понимают, как правильно действовать при ДТП. Порядок действий будет зависеть от нескольких факторов:
- есть ли пострадавшие;
- насколько сильно повреждено авто;
- пришли ли к согласию все участники ДТП о том, кто прав/кто виноват, или есть разногласия.
В зависимости от этих условий будет различаться и ответственность, и то, надо ли вызывать полицию/скорую, и то, как быстро вы сможете дальше отправляться по своим делам.
Свои действия, права и обязанности в случае ДТП надо знать обязательно. Незнание может привести к серьезным проблемам — от административной или уголовной ответственности (например, если вы уехали с места ДТП) и до потери денег, если в столкновении был виноват другой водитель, но он обманом выставил вас виноватым, и уломал «решить вопрос на месте».
О том, как действовать при попадании в ДТП с разными условиями из этого списка — у нас есть подробная статья.
Действия при наблюдении ДТП
Если ваша машина не приняла участия в ДТП, но вы видели обстоятельства, или тем более ваш регистратор заснял происходящее — придется потратить время, чтобы предоставить эту информацию полиции. Возможно, ваши показания помогут восстановить справедливость: определят виновника и не дадут обвинить невиновного.
На крайний случай, если у вас нет времени прямо на месте дожидаться полиции — остановитесь и возьмите телефоны у участников ДТП, и оставьте свой номер. А если нет возможности даже остановиться и обменяться контактами — запишите номера участников ДТП, и свяжитесь с ними позже. Для этого можно:
- написать пост в местные соцсети о том, что вы являетесь очевидцем, и готовы дать показания/предоставить видео;
- обратиться в ГИБДД и сказать то же самое.
Свои права и обязанности при остановке инспектором
Очень полезный пункт, поскольку сотрудники ГИБДД нередко пользуются тем, что водители не знают своих прав. В лучшем случае для вас это приведет к тому, что вся процедура штрафа пройдет проще и быстрее для инспектора. В худшем случае — могут развести на взятку, причем иногда даже тогда, когда вы ничего не нарушили.
Поэтому каждый водитель обязательно должен помнить то, что он имеет право делать, и что имеет право делать инспектор ГИБДД.
А в идеале еще и знать номера статей, которые запрещают или разрешают разные действия. Зубрить их не обязательно, но можно сохранить в телефоне краткий список основных — их немного — и открывать эту шпаргалку при необходимости.
По списку прав-обязанностей водителя и инспектора при остановке у нас есть отдельная статья.
Отслеживание штрафов ГИБДД
Кроме живого инспектора штраф можно заработать и автоматически — от радара или камеры. А их в стране есть очень много: пару лет назад только стационарных камер насчитывалось около 14.7 тысяч штук, а к 2024 году их количество планируют довести до 19 тысяч. И по статистике сервиса Банкавто от РГС Банка за 2021 год каждый третий водитель в РФ получал штрафы с камер.
Эти «письма счастья» доходят не всегда правильно — иногда могут вообще не прийти, иногда могут прийти с опозданием. И это большая проблема, потому что в первые дни на оплату штрафа действует скидка, а за его просрочку — наоборот, придется платить больше, или нарваться на другие наказания по статье 20.25 КоАП РФ, ч.1.
Вывод такой: периодически, желательно 1-2 раза в месяц, стоит проверять, нет ли на вас штрафов за вождение. Сделать это можно через:
- Госуслуги — через Госпочту (если письмо о штрафе дойдет вовремя), или добавив свое авто (Профиль — Документы и данные — Транспорт). После добавления будет доступна проверка (Услуги — Транспорт и вождение — Автомобильные и дорожные штрафы — Проверить).
- Приложении Сбербанка (Продукты и услуги — Штрафы и начисления, и заполнить форму).
- Сайт Федеральной службы судебных приставов (проверяет штрафы не только за нарушения ПДД).
- Базу ГИБДД. Кроме официальной базы есть другие сервисы (например, Avtocod), но они все равно будут обращаться к ней же.
- Приложения Яндекс.Штрафы или РосШтрафы. Оба бесплатны, оба есть под iOS и Android, оба используют базы ГИБДД и отображают не только факт штрафа, но и фотографии нарушения — может пригодиться, если захотите оспорить его в суде. Для регистрации понадобится ФИО, номер водительского удостоверения, и номер свидетельства о регистрации ТС. Приложения удобны тем, что могут присылать уведомления о новых штрафах, которые проще заметить, чем письмо с Госуслуг.
Распространенные поломки и способы их решения
Если поломка случилась в населенном пункте или рядом с ним — всегда можно вызвать эвакуатор, или использовать «звонок другу», который разбирается в автомобилях. Но что делать, если вы встанете вдали от цивилизации? А особенно если не будет Интернета?
Поэтому водителю надо знать, как:
- действовать при поломке, чтобы не создавать опасность для других участников движения (порядок действий подробно описывается пунктом 16 ПДД, повторять его не будем);
- заменить колесо, или накачать его, если близко есть шиномонтажка/СТО, и до туда можно дотянуть;
- действовать при разрядке аккумулятора;
- двигаться на буксире;
- действовать при перегреве двигателя.
Чтобы решать эти проблемы, в багажнике полезно иметь:
- буксировочный трос (стоит от 500-1000 рублей);
- знак аварийной остановки (от 150-200 рублей);
- провода с «крокодилами» для «прикуривания» аккумулятора вашей машины от другого авто (от 400-500 рублей);
- дистиллированную воду, 1-3 л — ее можно залить в охлаждающую систему двигателя, и какое-то время проехать на ней (около 250-300 рублей за 5 л);
- компрессор для колес — если прокол небольшой, и цивилизация близко, колесо можно даже не менять, а подкачивать с его помощью, и доехать (от 800-1000 рублей, но лучше брать модель получше, в районе 3-5 тысяч);
- фонарь — если поломка произойдет ночью (условно говоря от 500-1000 рублей);
- пластиковую канистру с запасом бензина — на случай, если вдруг закончится топливо (простая канистра в Леруа Мерлен на 5 л стоит около 300-350 рублей).
Правила обслуживания своего авто
Если у вас нет «наставника» (старшего брата/мужа/отца), который будет следить за состоянием машины — делать это придется вам.
Этот пункт можно разбить на такие этапы:
- Контроль за техническим состоянием машины (своевременная замена масел, фильтров, свечей, и так далее).
- Своевременное обновление документов (оплата страхового полиса, транспортного налога, проезда по платным дорогам) и своевременный техосмотр.
У нас есть подробная статья о том, как водитель должен следить за своей машиной, поэтому повторяться не будем.
Негласный водительский «этикет»
Кроме «законных» ПДД в водительской среде сформировался свой этикет — негласные правила. Соблюдать их желательно, но не обязательно, более того — иногда они даже идут вразрез с ПДД (например, когда вы будете ехать по главной дороге, но пропустите перед собой машину, въезжающую с второстепенного съезда). А вот знать — очень полезно, потому что часть этих действий все-таки широко распространена.
Про негласный водительский этикет у нас есть отдельная статья, поэтому повторяться не будем.
Зачем знать правила водительского этикета
Перечисленные выше правила могут и не пригодиться многим водителям, особенно если они ездят спокойно и аккуратно, а их машины оснащены парктрониками, камерой заднего вида и видеорегистратором. Но знать их все-таки полезно как минимум для собственного спокойствия — чтобы понимать, как действовать в разных ситуациях.
Каким-то из этих советов (например, парковке и мерам контраварийного вождения) можно научиться и самостоятельно, отъездив 1-2 года за рулем. Но какие-то (например, негласный этикет водителей, или права водителя при остановке инспектором) надо именно прочитать и запомнить.
Узнайте насколько выгодно открыть в России скутер-такси как бизнес, перейдя по ссылке здесь