Со словом «такси» у нас обычно ассоциируется автомобиль. Однако такой транспорт в больших городах нередко неудобен из-за пробок. В пиковое время они могут превращать даже 5-10 км пути в пару часов езды со скоростью чуть быстрее пешеходной.
Поэтому удобнее пользоваться двухколесным транспортом — как более юрким, и способным проехать между ползущими в пробке автомобилями. Мы расскажем о том, как можно открыть службу такси со скутерами и/или мотоциклами, и разберемся, стоит ли инвестировать в такой бизнес.
- Где в Мире есть скутер-такси?
- В какой стране есть скутер-такси
- Где в России есть скутер-такси
- Особенности запуска бизнеса по скутер-такси
- Для какого города подойдет бизнес по скутер-такси?
- Кто целевая аудитория бизнеса по скутер-такси
- Дополнительные способы заработка на скутер-такси
- Как раскрутить бизнес по скутер-такси
- Что нужно для запуска бизнеса по скутер-такси
- Сложности, которые надо учесть при запуске скутер-такси
- Как выбрать технику под скутер-такси
- Плюсы и минусы бизнеса по скутер-такси
- Стоит ли открывать скутер-такси
Где в Мире есть скутер-такси?
В какой стране есть скутер-такси
Юго-Восточная и Южная Азия. Мото-такси в этих регионах — это примерно как желтые такси в Нью-Йорке или гондолы в каналах Венеции. Клиентов тут на чем только не возят: на скутерах, мопедах, трехколесных кэбах и велорикшах с кабинами разных размеров и вместимостей. Таксистов можно ловить прямо на улицах: они кучкуются у крупных перекрестков, у магазинов и на специальных точках. А в туристических местах — они сами ловят отдыхающих.
Африканские страны. В Африке есть целое приложение UberBODA, через которое можно заказывать мото- или вело-такси. Одно из распространенных местных названий — бода-бода. Услуга особенно широко доступна в крупных и туристических городах: например, в Кампале (столица Уганды) из населения в 1.5 млн предположительно 300 тысяч жителей работают в таких такси. Кроме «обычных» перевозок из точки А в точку Б на двух- и трехколесном транспорте предлагают и экскурсии. А когда в Руанде правительство захотело запретить мото-такси — из-за недовольства жителей от этой затеи быстро отказались.
Европа. Мото-такси есть, но распространено очень слабо, в основном в крупных и в туристических городах. Мы смогли найти действующие сейчас сервисы в Париже, Марселе, Брюсселе, Милане, Риге, Берлине, Праге.
США. Мото-такси появилось в США только в мае 2011. Тогда в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке запустились Moto Limos Club с парком крупных «тяжеловесов»: Honda Gold Wing и трехколесных дорогих Can-Am Spyder. Водителей набирали только из байкеров со стажем от 15 лет. По формату это было скорее не обычное такси, а премиум-клуб не для всех: услуга распространялась с подпиской от 125$ в месяц, а 1 час поездки стоил от 90$.
Позже, в 2015, появился более привычный формат: Motoconcho в Нью-Йорке, с дешевыми скутерами и скоростью обслуживания уровня Uber.
Если обобщить, то мото-такси в США не обрели такой популярности, как в ЮВА и Африке. Хороших дорог тут много, расстояния большие, и в целом у населения больше автомобилей: на 1000 человек приходится аж 765 машин, и это первое место в мире. Для сравнения: Россия разместилась чуть дальше топ-50, и машин у нас 156 на 1000 граждан.
Где в России есть скутер-такси
Москва. В столице работают несколько компаний разного масштаба: «Старое такси» (с Honda Gold Wing и минимальным заказом от 1250 р), «Центральное» (от 2000 р), «Байк Такси» (работают с 2009, от 990 р), «Mototour» (от 1500 р), «БутовоТим» (от 1500 р), «МотоТакси 24».
Питер. Несмотря на вечно хмурое небо и частые дожди — в Питере такие компании есть, и даже несколько. Есть Moto Love, которые возят на спортбайках, и больше заточены под ощущения, чем под «доехать из пункта А в пункт Б». И есть «Аврора» — компания, появившаяся в 2010 и работающая до сих пор. Еще есть компания «Белые Ночи», появившаяся в 2014, но они предлагают только мотоэкскурсии и мотопрогулки.
Краснодар. Первое мото-такси появилось тут в 2010 году, и с первого сезона запустилось не только в Краснодаре, но и в Новороссийске, Ростове и в Сочи, однако потом закрывалось. Сейчас мы нашли одну работающую компанию: 1 Мотто-Краснодар.
Ростов. Запускалось в Ростове несколько раз на сезон, с 2010. В последний раз, судя по соцсетям — работало в 2018.
Воронеж. Мото-такси было, открывалось в 2010 году, но, видимо, бизнес не пошел: сейчас ни одного не нашлось.
Пермь. На одном из форумов мы нашли сообщение о том, что мото-такси в России появилось именно в Перми, и еще в 2006 году. Подтверждений этому не нашлось. А также не нашлось и других мото-такси, работающих сейчас в этом городе.
Самара. «Байк Такси» (так и называется) работает с конца «нулевых», однако позиционируется не как быстрый транспорт, а как развлечение и способ получить острые ощущения. Кроме Самары работает и в Тольятти.
Особенности запуска бизнеса по скутер-такси
Дальше рассматриваем главные нюансы, которые надо будет учитывать на этапе анализа рынка, и при запуске.
Для какого города подойдет бизнес по скутер-такси?
Это главный вопрос. И на него есть точный ответ: только для крупного города, в котором стабильно есть пробки. Чем больше пробок, чем чаще они возникают и чем большие расстояния занимают — тем лучше для мото-такси. В противном случае потребности в нем просто не будет: без пробок люди предпочтут ездить на более дешевом и комфортном авто.
Города, которые подходят хорошо: Москва, Питер, Самара. Еще лучше — более теплые Воронеж, Ростов и Краснодар. А вот более холодные Пермь, Красноярск, Екатеринбург — подходят уже хуже: «сезон» в них короче. В Москве и Питере погода тоже не особо курортная, но до серьезных морозов там можно работать за счет большего количества потенциальных клиентов.
Кто целевая аудитория бизнеса по скутер-такси
Люди, которые:
- ездят в одиночку и без большого груза;
- имеют достаток на уровне среднего или выше;
- открыты к новым видам бизнеса и готовы пробовать новое (а значит возраст — скорее всего в районе 18-45 лет);
- скорее мужчины, чем женщины (поскольку в юбке или платье на скутере с незнакомым водителем поедет не каждая).
Заказ мото-такси может быть как запланированным (когда человек еще никуда не опоздал,и целенаправленно выбирает именно двухколесный транспорт вместо общественного или вместо автомобиля), так и вынужденным (когда человек уже опаздывает, и заказывает мото-такси, чтобы успеть).
Приведем и несколько реальных примеров, в которых человек может вызвать мото-такси:
- если ехал в аэропорт, по дороге застрял в пробке, и прямо оттуда вызвал мото-такси;
- человек с профессией, которая требует много разъезжать по городу (например: юрист, предприниматель, аудитор, прораб, менеджер по продажам), особенно если от скорости его прибытия будет зависеть его доход;
- если проспал, или не успел на привычный общественный транспорт, или если его отменили или задерживают;
- если по привычному маршруту не проехать (например: дорогу впереди ремонтируют, и надо ехать в неудобный и уже забитый объезд).
Дополнительные способы заработка на скутер-такси
Кроме «простой» перевозки пассажиров еще можно будет зарабатывать на таких услугах:
- курьерская доставка;
- «такси на день» (или на Х часов — актуально для тех, кому надо в течение какого-то времени много передвигаться по городу);
- свадебный кортеж;
- прогулки, экскурсии;
- фотосессии (если вы купите «фотогеничный» транспорт: например, спортбайк, или крупный круизер, или необычную трехколесную модель, или стильный скутер).
Как раскрутить бизнес по скутер-такси
За счет того, что конкуренция сравнительно небольшая, и удобство услуги понятно целевой аудитории — продвигать мото-такси сравнительно несложно.
Варианты такие:
- таргетированная реклама в соцсетях (ориентируемся на ЦА, которую определили выше: мужчины в возрасте 18-45);
- покупные посты у блогеров вашего города (подойдут те, кто вещает на мужскую взрослую аудиторию) и у общегородских групп;
- баннеры, рекламные щиты и растяжки, установленные рядом с вокзалами, станциями метро, местами скопления людей, местами образования пробок, крупными ТЦ/БЦ, аэропортами;
- реклама по радио;
- наружная реклама на самих скутерах вашей службы, и/или на форме водителей.
А вот на контекстную рекламу в поисковых системах тратиться не стоит — скорее всего, потенциальные клиенты не будут специально искать что-то, связанное со словами «мото-такси».
Что нужно для запуска бизнеса по скутер-такси
Если вы решили создавать скутер-такси вообще с нуля, вам понадобятся:
- Автопарк. Про выбор скутеров поговорим чуть ниже.
- Водители. С водительским стажем именно на скутере, в идеале — без нарушений и штрафов.
- Гараж. Тут будет храниться транспорт.
- Станция техобслуживания. Свою открывать не обязательно — проще-дешевле найти уже работающую и договориться о том, что там будут обслуживать ваши скутеры.
- Диспетчерская служба или сайт или мобильное приложение. В идеале сейчас иметь все и сразу.
Есть альтернатива: можно не покупать технику, а искать водителей со своими скутерами. Это может решить несколько проблем:
- водители будут аккуратнее относиться к технике;
- если все скутеры будут принадлежать водителям — не нужен будет гараж;
- водители будут лучше водить, потому что управляют своей техникой, к которой привыкли.
Сложности, которые надо учесть при запуске скутер-такси
Сюда мы отнесли 2 нюанса:
- Страховка. Обязательно должна распространяться не только на пилота, но и на пассажира.
- Инструктаж пассажира. Поскольку на мотоцикле большое значение имеет распределение веса, перед поездкой каждый пассажир должен проходить инструктаж о том, как себя вести в разных случаях (при езде на прямом участке, при экстренном и обычном торможении, в поворотах).
Как выбрать технику под скутер-такси
Если вы решили покупать скутеры, а не нанимать водителей со своим транспортом — вам надо выбрать подходящие модели. Обращать внимание надо на:
- Тип двигателя: ДВС или электро. Электроскутеры подходят хуже, потому что большинство из них имеют небольшой запас хода: до 40-50 реальных км с пассажиром.
- Производитель и модель. Брать однозначно надо массово распространенную технику, чтобы на нее легко можно было находить детали, и без проблем обслуживаться.
- Размеры. Про них поговорим чуть ниже.
По размеру можно уйти в крайности:
- Самые маленькие скутеры. Хороши тем, что проедут даже в самой плотной пробке, или на крайний случай по дворам. Минусы — в маленькой скорости (обычно до 50-70 км/ч, и это если не в горку, и не с тяжелым пассажиром), и в отсутствии места даже для небольшой сумки. Если брать такие — то упор надо делать именно на поездки по пробкам.
- Макси-скутеры. Через пробки тоже проедут, но уже не везде. Зато пассажиру будет комфортнее сидеть, скорость можно будет развивать уже 100+ км/ч, и место для небольшой сумки/пакета найдется.
Идеально — выбрать золотую середину: чтобы скутер все еще оставался небольшим, чтобы рассекать пробки, но при этом мог ехать хотя бы 80-100 км/ч с пассажиром.
Плюсы и минусы бизнеса по скутер-такси
Плюсы скутер-такси:
- Свободный рынок. Конечно, в России уже были и есть мото-такси, но их еще очень мало, чтобы говорить о конкуренции. С одной стороны — это жирный плюс: если стартанете — клиенты будут. С другой стороны — это и жирный минус: нет четкой статистики, и все шишки придется набивать самому, а не учиться на ошибках большого количества конкурентов.
- Всем понятное преимущество по сравнению с другими видами транспорта. По сути вам не придется убеждать клиентов: те, кто живет в больших городах, и так понимают, в чем ваше преимущество.
Минусы скутер-такси:
- Сезонность. Везде, кроме юга, ездить на скутере круглый год не получится — так что образуется простой.
- Зависимость от погоды. Дополним предыдущий пункт: у скутер-такси, скорее всего, будет уменьшаться спрос в дождливую погоду.
- Повышенная ответственность за пассажиров. Попадание в ДТП на двухколесном транспорте часто приводит как минимум к легким ушибам — а это уже мощная антиреклама. А уж если с пассажиром произойдет что-то посерьезнее — по репутации будет нанесен удар. Поэтому придется очень внимательно отбирать водителей и требовать от них максимальной аккуратности.
- Узкая целевая аудитория. Отпадает очень много категорий клиентов: боязливых, любящих комфорт, слишком тяжелых, с багажом, нетрезвые, и те, кому надо ехать не в одиночку. А та аудитория, которая будет готова платить за срочность — не так уж и велика.
- Парадокс размера автопарка. С одной стороны: если целевая аудитория не очень большая — разумно иметь небольшое количество скутеров, чтобы часть техники и водителей не простаивала. С другой стороны — если скутеров будет мало, скорее всего, ваша служба лишится главного преимущества: не сможет выполнять заказы быстро (потому что маленькое количество водителей не смогут покрыть большой город, и будут долго ехать до клиента).
- Маленькая география для масштабирования. Во-первых — скутер-такси будет популярно только в крупных городах, где есть пробки, много всегда спешащих людей, готовых платить больше за проезд. Во-вторых — в слишком холодных регионах открываться бессмысленно: сезон будет очень коротким.
- Невозможность держать низкую цену. За счет узкой целевой аудитории сезонности бизнеса и более быстром (по сравнению с машиной) выполнении заказов — выходит, что низкий ценник не даст бизнесу окупиться даже при маленьких расходах на топливо.
Стоит ли открывать скутер-такси
В формате «я имею свой автопарк и штат водителей» — этот бизнес будет интересным, но рискованным. Реализовать его можно, но будет тяжело понять заранее, сколько скутеров надо иметь, чтобы успевать реагировать на заказы. Или как вариант — выбрать какой-то один район, и возить заказчиков только оттуда. Но и такую аналитику тоже сложно провести.
Более удобный формат — типа Убера: создать приложение, к которому будут подключаться желающие заработать владельцы скутеров. Они развозят, создатель приложения — получает доход с комиссий. Однако на разработку придется потратить намного больше денег, чем на открытие своего автопарка.
Узнайте на чём выгоднее всего ездить в городе, перейдя по ссылке здесь