Немногим посчастливилось иметь все нужные блага цивилизации в шаговой доступности. Обычно хоть что-то — работа, учеба, детские секции, магазины, аптеки, спортзалы — но находится так, что пешком идти слишком далеко, и нужен какой-то транспорт. И это может быть не только личный автомобиль — во многих случаях это и неудобно, и дорого.
Мы собрали подробное сравнение городских видов транспорта, и разобрались, на каком из них и когда разумнее всего добираться.
- Автомобиль для большого города
- Нужен ли личный автомобиль в большом городе
- Когда/где стоит использовать:
- Аренда машины. Плюсы и минусы
- Преимущества:
- Когда/где стоит использовать:
- Выгодно ли брать машину в каршеринг
- Выгодно ли ездить на такси
- Какие автомобили идеальны для города
- Двухколесный мототранспорт для города
- Покупать ли мопед
- Покупать ли для города скутер
- Нужен ли в городе мотоцикл
- Какой двухколесный транспорт идеален для города
- Выгодно ли пользоваться общественным транспортом
- Средства индивидуальной мобильности с электроприводом
- Зачем покупают личный электросамокат
- Преимущества кикшеринга (арендованный электросамокат)
- Преимущества электровелосипеда
- Какой идеальный транспорт для города
- Как выбрать транспорт для города
Автомобиль для большого города
Сначала перечислим общие плюсы-минусы езды по городу на авто.
Плюсы:
- комфорт: не надо мокнуть под дождем-снегом, ездить можно в тепле или наоборот с прохладой;
- можно брать пассажиров и груз;
- можно ездить не только по городу, но и дальше.
Минусы:
- в часы пик придется стоять в пробках;
- экономия времени получается только при езде на средние и длинные расстояния (и из-за забитых дорог, и из-за того, что надо самому искать место для парковки);
- стоимость езды у любого «автомобильного» варианта обходится дороже, чем оплата общественного транспорта, двухколесного транспорта или СИМ.
Дальше сравниваем 4 варианта: владение личным авто, аренда машины, каршеринг и такси.
Нужен ли личный автомобиль в большом городе
Цена: от нескольких десятков тысяч рублей. За более-менее приличную иномарку на ходу — от 250-300 тысяч.
Цена за 1 км: только по расходам на бензин — от 4-5 рублей по городу. Но правильнее считать сюда и цену машины, и прочие расходы кроме топлива (масло, шины, парковка, страховка, и так далее), поэтому в реальности выходит не меньше 10-15 р/1 км.
Преимущества:
- независимость — можно планировать график и маршруты как угодно;
- если надо где-то чего-то подождать (например, пока закончится перерыв в банке, или пока приготовят ваш заказ) — комфортнее это делать в теплом и сухом салоне.
Недостатки:
- нужно получать права;
- в случае даже легкого столкновения можно попасть на немаленькую сумму;
- дорогая цена машины и последующего обслуживания;
- сложности с парковками (даже в небольших городах с населением в 300-500 тысяч).
Когда/где стоит использовать:
- если вы живете в пригороде;
- если у вас большая семья, или вам надо перевозить грузы (например, если вы заядлый охотник или дачник);
- если вы живете в холодном регионе;
- если вы обеспечены всеми вещами основной необходимости (есть квартира, дети устроены на учебу, есть не-минимальный доход), и имеете свободные деньги;
- если вам нужно ездить часто и много.
Прочее: про целесообразность покупки личного авто у нас есть отдельная статья, поэтому если раздумываете над покупкой — можно почитать подробнее.
Аренда машины. Плюсы и минусы
Чтобы водить авто — не обязательно его покупать: можно и взять в аренду.
Цена: от 30$ в сутки или от 500$ в месяц за бюджетные модели.
Цена за 1 км: как и на своем авто.
Преимущества:
- можно выбирать разные модели;
- арендованное авто не надо обслуживать (есть и исключения, но обычно так);
- арендовать авто можно тогда, когда нужно, и на нужный срок.
Недостатки — те же, что и при владении своим авто, плюс:
- если повредить чужое авто — придется возмещать ущерб быстро и в полной мере (тогда как личный транспорт можно чинить и позже);
- некоторые прокатные компании ставят ограничения по пробегу.
Когда/где стоит использовать:
- если вы планируете купить машину, но сомневаетесь, что она вам нужна (например — если вы переехали в другой район города, или вообще в другой город);
- если обычно вы обходитесь без авто, но иногда оно вам нужно.
Прочее: по расходам аренда авто обходится недешево — за 12 месяцев можно отдать сумму, которой хватило бы на покупку новой машины. Однако брать автомобиль можно не на постоянку, а только по необходимости.
Выгодно ли брать машину в каршеринг
От «обычной» аренды его отличает:
- более быстрое и простое получение машины (время отнимет только регистрация профиля);
- более высокие цены на аренду.
Цена: от 6-8 р за 1 минуту поездки.
Преимущества:
- можно брать машину на очень короткое время;
- не надо платить ни за что, кроме поминутной аренды;
- не надо далеко возвращать авто после поездки.
Недостатки:
- в случае повреждения авто с карты сразу списывается крупная сумма, не всегда соизмеримая с ценой ремонта;
- каршеринг есть не во всех городах, и поблизости может не оказаться свободной точки;
- выбор моделей небольшой.
Когда/где стоит использовать: по необходимости.
Прочее: в целом — услуга очень удобная, и в крупных городах уже воспринимается как один из видов общественного транспорта. Подходит как для регулярного использования, так и для нерегулярных поездок. Лучше использовать только опытным водителям.
Выгодно ли ездить на такси
В отличие от 3 предыдущих вариантов тут за рулем уже сидите не вы, и это дает несколько отдельных плюсов.
Цена: зависит от города, расстояния/длительности поездки, времени суток (иногда), наличия/отсутствия тяжелого/большого груза, и класса авто. В Москве минимальный ценник начинается со 100 рублей, а средняя цена поездки в прошлом году составляла 448 рублей.
Преимущества:
- не надо лично управлять машиной, а значит вы можете потратить время в поездке по своему усмотрению;
- вы не несете ответственность в случае столкновения;
- вы не тратите время на то, чтобы дойти до точки каршеринга/парковки/гаража, и чтобы потом вернуть авто — вызывать его можно прямо к подъезду, и доехать прямо к нужному месту.
Недостатки:
- надо ждать приезда авто;
- машина только отвозит вас: внутри не получится подождать, если вы приехали рано (или получится, но выйдет дорого);
- есть ограничения (например, в такси обычно не берут домашних питомцев без клеток и переносок, тогда как в личном авто их можно перевозить).
Когда/где стоит использовать: по необходимости или по бюджету. Например, в маленьких городах, где цена поездки небольшая и нет пробок — на такси можно кататься вместо покупки своего авто хоть каждый день.
Какие автомобили идеальны для города
Это комфортный, но недешевый и не универсальный вид транспорта. В некоторых случаях — он идеален и незаменим:
- если ездить не в часы пик;
- если перевозить много вещей/пассажиров;
- если вы живете в маленьком городе или ваши маршруты пролегают не по загруженным улицам;
- если вам надо ездить часто, много, и не всегда близко;
- если у вас есть свободные деньги.
…но при некоторых условиях — наоборот, пользоваться им не стоит, или стоит, но не всегда:
- если ваш бюджет расписан впритык, и любую поломку нельзя будет быстро оплатить;
- если все нужное вам находится в шаговой доступности;
- если ездить вам нужно в часы пик, или по загруженным улицам.
Для регулярных поездок самым удобным является личный автомобиль или такси. Для ситуативных — такси, каршеринг или аренда.
Двухколесный мототранспорт для города
Общие плюсы:
- не страшны пробки;
- есть модели с ДВС, независимые от розеток, и есть электротранспорт;
- в некоторых местах можно проехать, даже если там не проедет авто;
- проще парковаться (нужно меньше места);
- проще научиться водить по сравнению с автомобилем.
Минусы:
- не защищает от дождя, мороза, ветра, жары;
- в плохую погоду (при слабой видимости, в гололед, в сильный мороз или ветер) ездить на нем нельзя вообще, либо очень опасно;
- можно ездить максимум вдвоем;
- нельзя брать много вещей;
- нужны права;
- выше шанс получить травму или погибнуть в случае столкновения (по американской статистике мотоциклисты гибнут в 29 раз чаще, чем автомобилисты).
Мототранспорт мы поделим по 3 категориям.
Покупать ли мопед
Главные отличия от мотоциклов и скутеров — слабый мотор емкостью до 50 «кубов», возможность ездить с 16 лет и права категории А1 для управления. Из первого отличия вытекает и более низкий расход топлива (до 2-2.5 л/100 км), и небольшая скорость езды — до 50 км/ч, что не критично для чисто городских поездок, особенно если ездить недалеко.
Цена: от 50-60 тысяч за новый.
Преимущества:
- самая низкая цена из всего мототранспорта;
- совсем мизерный расход топлива и дешевая цена обслуживания;
- самый легкий вес по сравнению со скутером и мотоциклом (есть модели весом по 60-80 кг, то есть их можно даже занести на зимовку на балкон).
Недостатки:
- нельзя «притопить», даже если дорога позволяет;
- слабый мотор влияет и на динамику и управляемость: например, вы не сможете резко перестроиться в освободившееся место;
- нельзя ездить по автомагистрали.
Когда/где стоит использовать: для недалеких городских поездок в одиночку или вдвоем.
Покупать ли для города скутер
Идеальный городской мототранспорт, который часто используют и для личных поездок, и для курьерских доставок небольших грузов. Легкие модели расходуют примерно столько же бензина, сколько и мопеды.
Цена: от 65-70 тысяч рублей за небольшие легкие модели с ДВС и от 85-100 тысяч за максискутеры.
Преимущества:
- широкий выбор моделей — от компактных и легких и до максискутеров, на которых удобно поместится и пассажир, и бокс для багажа;
- есть модели с ДВС или с электродвигателем;
- ездит быстрее, чем мопед (например 150-кубовые модели могут разгоняться до 120-130 км/ч);
- у всех скутеров стоят АКПП, то есть учиться ездить не нужно, освоиться можно в первый же день (хотя есть и мопеды, и мотоциклы с АКП, но не все из них);
- более удобная посадка (ноги не расставляются по бокам седла, а стоят впереди, благодаря чему на скутере может ехать и девушка в юбке, и парень в длинной парке или пальто);
- широкий корпус, который лучше (чем на мопеде или мотоцикле) защищает ноги и тело от встречного ветра и брызг из-под переднего колеса, а значит на скутере можно ездить и в официальном костюме, не боясь его запачкать;
- высокое и широкое ветровое стекло, которое защищает от ветра тело, лицо и руки.
Недостатки: особых нет, разве что по сравнению с мопедом скутер занимает побольше места за счет пластикового обвеса корпуса, и на нем тоже нельзя ездить по автомагистрали.
Когда/где стоит использовать: если очень хочется свой транспорт для города, но очень не хочется стоять в пробках и париться с парковкой.
Нужен ли в городе мотоцикл
Если скутер и мопед — это больше про практичность, то мотоцикл — это больше про эмоции и удовольствие от езды, и проблем с ними побольше.
Цена: вообще есть мотоциклы, стоящие чуть дороже мопеда (в районе 70-100 тысяч за новый). Однако если вы хотите именно байк, а не мопед — то скорее всего будете смотреть на что-то помощнее/покрасивее, а значит и с ценником больше чем 100 тысяч.
Преимущества:
- можно ездить по автомагистралям;
- можно «притопить», если захочется адреналина.
Недостатки:
- дороже цена, чем на скутер и мопед;
- больше размер и вес, чем у скутера и мопеда, а значит — занимает больше места и в потоке, и на парковке, и в гараже, и домой его затащить сложнее.
Когда/где стоит использовать: как в городе, так и для поездок из/в пригороды. Но только если на первом месте у вас стоит не удобный и быстрый проезд из точки А в точку Б, а хочется иметь именно мотоцикл, красивый и мощный, и вы понимаете, что это не так удобно, как мопед/скутер.
Какой двухколесный транспорт идеален для города
Идеальные варианты для города — это мопед и скутер. Мопед обойдется чуть дешевле, и места занимает меньше. Но скутер все-таки удобнее, поскольку лучше защищает ездока от грязи/ветра, и ездить на нем комфортнее и проще.
Выгодно ли пользоваться общественным транспортом
Метро, маршрутки, трамвай, троллейбус, пригородные автобусы — про это подробно писать не будем. Если вкратце — то такие поездки стоят дешево, и позволяют сосредоточиться на своем: книжку почитать, или подкаст прослушать. Из минусов — теснота, необходимость подстраиваться под график, и не всегда удобная доступность (не всем везет жить в шаговой доступности к метро, например).
Больше всего повезло жителям крупных городов, где есть метро: на нем можно пересекать хоть весь населенный пункт быстрее всего и без пробок. А чтобы быстро добираться до и от станции — можно использовать СИМ. Поэтому если у вас есть подземка — необходимость в личном авто будет намного ниже, чем в городах без метрополитена.
Средства индивидуальной мобильности с электроприводом
Вообще в СИМ входит больше видов транспорта, чем приводим мы: сюда же можно было добавить и обычные велосипед и самокат, и гироскутер. Однако они не такие удобные и быстрые, поэтому слабо подходят в качестве основного транспорта, и рассматривать их мы не будем.
Общие плюсы:
- очень дешевая цена и самого транспорта, и эксплуатации (в разы дешевле, чем любой вариант с автомобилем);
- нет проблем с парковкой и пробками;
- легко и быстро освоить управление;
- не нужны права (по крайней мере пока что).
Минусы:
- в городах слабо развита инфраструктура: нет или очень мало велодорожек и велопарковок;
- аккумуляторы быстрее разряжаются и теряют емкость в мороз, то есть во многих российских регионах на СИМ можно кататься далеко не круглый год;
- любые СИМ плохо подходят для непогоды (дождь, сильный ветер, снег, мороз), и не комфортны в грязи и лужах.
Дальше рассмотрим 3 самых удобных городских варианта.
Зачем покупают личный электросамокат
Очень удобный вариант для теплой сухой погоды, ровной дороги и небольших (до 5-10 км) городских расстояний. Идеален, чтобы добраться от дома до ОТ или сразу до нужного места (работа, спортзал, магазин).
Цена: за нормальные модели со скоростью в 15-20 км/ч и с запасом хода в 15-20 км — от 300$.
Преимущества:
- маленькие размеры и вес;
- можно брать с собой на работу, в метро или общественный транспорт.
Недостатки:
- не подходит для плохой дороги, плохо подходит для маршрутов в горку;
- если самокат разрядится в дороге, его придется только нести за собой — отталкиваться и ехать можно не везде, не в любой одежде/обуви, и физически не каждый сможет так преодолеть даже несколько километров;
- ездить можно только в одиночку и без тяжелого груза.
Когда/где стоит использовать: везде и всегда, если позволяет погода, и если полного заряда батареи вам хватит, чтобы доехать до нужного места и вернуться обратно. В том числе если ваш маршрут подразумевает поездку на ОТ — самокат можно сложить (большинство моделей складываются) и взять с собой.
Преимущества кикшеринга (арендованный электросамокат)
Если на свой самокат денег нет, или он нужен вам нечасто, то его можно брать в аренду. На лето этого года российский рынок кикшеринга измерялся в 90 000 самокатов, 40 разных приложений и 10 млн пользователей. Whoosh и Urent (в РФ занимают около 80% рынка), Lite, toGO, E-Motion, Busy-Fly — вот лишь часть игроков.
Цена: от 2-5 рублей за минуту в зависимости от города.
Преимущества в том, что самокат не надо:
- таскать с собой: взял где надо и оставил на ближайшей точке;
- заряжать;
- обслуживать (менять покрышки, например).
Недостатки:
- не везде есть точки, где можно взять самокат — а значит свой маршрут придется строить через них;
- кикшеринг работает не во всех городах;
- цена при постоянном использовании выйдет такой, что за несколько месяцев можно купить свой самокат (а если ездить много, то и за несколько недель).
Когда/где стоит использовать: для нерегулярных или коротких поездок в городах, где кикшеринг есть и широко доступен.
Преимущества электровелосипеда
Более вездеходный вариант, чем самокат — за счет крупных колес.
Цена: самые дешевые складные городские модели начинаются от 300-400$.
Преимущества:
- на некоторых моделях можно ездить вдвоем (или брать хотя бы ребенка) и перевозить небольшое количество груза;
- кроме чисто городских моделей (с уменьшенными колесами и складной рамой) есть и полноценные, на которых можно покататься по лесу, или доехать из пригорода;
- запас хода может быть больше, чем у электросамоката, поскольку есть больше места для расположения батарей;
- более плавное управление и вхождение в повороты по сравнению с самокатом;
- выше посадка, чем у самоката, а значит — и обзор лучше, и в грязную-мокрую погоду меньше шанс заляпать штаны и обувь;
- если аккумулятор разрядится, или если вам захочется — можно покрутить педали и доехать куда надо.
Недостатки: весит и занимает больше места, чем самокат — а значит его и с собой брать неудобно, и носить тяжелее.
Когда/где стоит использовать: для поездок на короткие и средние дистанции по хорошей дороге, особенно если не надо пересаживаться на ОТ.
Какой идеальный транспорт для города
СИМ с электродвигателем — идеальный транспорт для городских поездок: они дешево стоят и на них дешево ездить, они не создают пробок, у них нет проблем с парковками. Уже сейчас они часто встречаются на улицах, и их количество будет расти. А если городские власти это учтут, и будут обустраивать инфраструктуру — то количество самокатчиков и велосипедистов увеличится еще быстрее.
Как выбрать транспорт для города
Прежде всего выбор транспорта всегда должен зависеть от ваших потребностей и условий:
- расстояний, которые надо покрывать ежедневно (например, если вы живете в пригороде — без своего авто обойтись сложно, а для тех, кто живет рядом с метро — он нужен не так сильно);
- загруженности маршрутов и доступности парковок (например, если вы живете в центре Москвы, то свой автомобиль или мотоцикл, скорее всего, вам не особо нужен);
- инфраструктуры в вашем городе (например, метро и кикшеринги вообще доступны только в нескольких городах);
- климата (например, в Ростове или Краснодаре чуть ли не круглый год можно кататься на электросамокате, а в Магадане или Красноярске — уже нет);
- ваших личных предпочтений и целей (например, если вам нужно не только добираться, но и показать статус — то нужно личное авто, а для тех, кому важно просто быстро-удобно-дешево куда-то доехать — авто брать не обязательно).
Для больших городов и больших расстояний, для регулярных повседневных поездок самая лучшая связка — это электросамокат или маленький складной электровелосипед + общественный транспорт (особенно если это метро). Эта пара выходит самой выгодной и по деньгам, и по времени. Как альтернатива — подойдет скутер.
В сильные морозы, когда СИМ и мототранспорт использовать не выходит — стоит выбирать транспорт по своему бюджету (сколько вы можете позволить тратить на дорогу), по количеству свободного времени, по расстояниям, по вашим целям и по загруженности дорог в вашем городе. Если вы живете в небольшом населенном пункте без пробок, или ездите далеко (из пригорода) — стоит иметь личное авто. Если ездить далеко не надо, или на дорогах сильные пробки — разумнее пользоваться такси, СИМ или общественным транспортом, а по необходимости брать каршеринг или авто в аренду.
Узнайте какие новые машины входят в ТОП-25 самых дешевых в России, перейдя по ссылке здесь